Экологическая экспертиза

Проведение государственной экологической экспертизы может быть перенесено на предпроектную стадию. Такие изменения предлагает законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Законопроект предусматривает принципиальное изменение стадийности реализации инвестиционных проектов в части охраны окружающей среды. К объектам государственной экологической экспертизы предлагается отнести материалы оценки воздействия на окружающую среду предусмотренных проектом объектов, что призвано обеспечить установление допустимости размещения на территории предполагаемого проектирования с учетом требований законодательства в области охране окружающей среды (в том числе, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов размещения) до разработки проектной документации, а так при активном участии общественности. Данный подход позволит в числе прочего установить и учесть при проектировании объектов капитального строительства основные природоохранные требования и ограничения.
На стадии государственной экспертизы проектной документации в соответствии с проектом федерального закона предлагается осуществлять не только оценку ее соответствия требованиям в области охраны окружающей среды, но и материалам оценки воздействия на окружающую среду, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае ее проведения в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». При этом в настоящий момент законопроектом не установлен объем и критерии рассмотрения на предмет оценки соответствия материалам оценки воздействия на окружающую среду.
Кроме того, законопроект устанавливает и возможность проведения общественных обсуждений на уровне субъекта Российской Федерации, что упростит данную процедуру для больших площадных или протяженных линейных объектов, а также для деятельности на море.
Проектом предусмотрено утверждение нового положения об оценке воздействия на окружающую среду на уровне акта правительства, а также требований к материалам ОВОС и методических рекомендаций по организации и проведению общественных обсуждений. Такое решение позволит конкретизировать и дифференцировать требования к ОВОС с учетом специфики деятельности, упорядочить процедуры и сделать их более простыми и понятными.