Не в тему: Электронный документооборот в части регистрации прав на недвижимость

С 1 октября оформить квартиру в собственность можно уже не выходя из нее: в России вступает в силу закон, запускающий электронный документооборот в части регистрации прав на недвижимость.

По ФЗ №250, который должен запустить электронный документооборот Росреестра, документы, необходимые для госрегистрации прав, можно будет подавать в Росреестр в электронном виде.
В рамках реформы регистрации прав на объекты капитального строительства теперь нужно оформлять не технический паспорт (изготавливается БТИ), а технический план (готовят кадастровые инженеры).
Между тем результаты реформы, заметные населению, уже есть - это прежде всего обилие и разнообразие документов. Это и кадастровый план, и кадастровый паспорт. Кроме того, технический паспорт, который готовит БТИ, должен быть заменен на технический план. Именно его теперь нужно подавать в Росреестр для регистрации прав на недвижимость.
Однако коммунальщикам, чтобы знать, как проложены коммуникации, по-прежнему необходим технический паспорт. Вместе с тем из уже упомянутого ФЗ №250 следует, что технические паспорта, полученные после 1 января 2013 года, не являются основанием для регистрации прав на недвижимость, и для этого нужен технический план. В Росреестре это подтверждают.
Закон вступит в силу только на этой неделе, следовательно, норма вводится задним числом. То есть изумленные граждане должны узнать об этом уже постфактум.
В регионах новая система пока вообще не заработала, говорят очевидцы. В результате, по наблюдениям девелоперов, все, кто вводил жилье в эксплуатацию в этом году, столкнулись с проблемой при получении прав собственности …

А теперь подробно, для справки ...

Территориальные органы Росреестра и Федеральной кадастровой палаты с первого октября начинают активно использовать интернет для выдачи документов и уведомлений в электронном виде: выписки из ЕГРП и ГКН, уведомление о приостановлении регистрации, отказе в ней и др. Документ об уплате госпошлины станет необязательным, но оплата ее не отменяется.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее — Закон № 250-ФЗ) за исключением отдельных положений вступает в силу с 1 октября. Основная цель поправок — внедрение электронного документооборота при госрегистрации прав на недвижимость и осуществлении кадастрового учета.

До 1 октября право на объект недвижимости, возникшее до введения в действие Закона о регистрации, и возникшие после введения его в действие переход данного права, его ограничение (обременение) и сделка с объектом недвижимости регистрируются, как правило, в течение месяца со дня подачи соответствующих заявлений (абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Закон о регистрации). Этот срок сократится до 18 календарных дней (п. 3 ст. 1 Закона № 250-ФЗ).
Законом № 250-ФЗ установлена возможность ведения ЕГРП только на электронных носителях. Выписку из ЕГРП можно будет получить по интернет запросу. Помимо описания объекта недвижимости, зарегистрированных прав на него и иных сведений, в выписке из ЕГРП будут указываться отметки о возражении в отношении зарегистрированного права (абз. 3 п. 1 ст. 7 Закона о регистрации, подп. «а» п. 4 ст. 1 Закона № 250-ФЗ). По новым правилам зарегистрированные права на недвижимость и их переход будут удостоверяться по выбору правообладателя уже привычным свидетельством, причем только на бумажном носителе, или выпиской из ЕГРП, которая может быть выдана и в электронной форме.
Договоры, на которых проставляется регистрационная надпись, подписанная усиленной квалифицированной ЭЦП регистратора, могут быть поданы на регистрацию в форме электронного документа.
Заявления о регистрации прав и необходимые докумен­ты можно будет направить в регистрирующий орган в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной ЭЦП заявителя, с использованием информа­цион­но-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Интересное нововведение касается предоставления документа об оплате госпошлины. Сейчас документ об уплате госпошлины входит в обязательный пакет документов на регистрацию (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации). С 1 октября представлять ее будет не нужно.
Дело в том, что сведения об оплате госпошлины должны оказаться в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей. При этом днем приема пакета документов будет считаться день предоставления документа об уплате госпошлины или получения сведений об ее уплате регистрирующим органом. Однако если платеж в системе не найдут, то в течение 18 календарных дней представленный на регистрацию пакет документов отправится обратно заявителю по почте, а на элект­ронную почту поступит уведомление о непринятии документов. Чтобы избежать отказа из-за сбоев в работе системы, первое время безопаснее будет прикладывать платежный документ в бумажном виде.
Кстати, представлять на регистрацию при личном обращении теперь разрешат не только нотариальные, но и заверенные подписью и печатью компании копии учредительных документов и подтверждающий полномочия представителя документ (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ). Представлять копии неизменившихся учредительных документов компании при повторном ее обращении в тот же регистрирующий орган будет не нужно.
Вместо расписки, выдаваемой при направлении документов на бумажном носителе, при направлении документов на регистрацию в электронном виде через портал госуслуг информация о получении документов будет направляться в порядке и способами, которые установит Минэкономразвития России (п. 6 ст. 16 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ).

В статье 20 Закона о регистрации перечислены основания отказа в госрегистрации прав на недвижимость, например, несоответствие представленных документов требованиям закона и др. С 1 октября к этим основаниям добавятся отсутствие в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) в отношении земельного участка сведений о координатах характерных точек его границ или наличие пересечения одной из границ такого земельного участка с границей другого.
Из Закона о регистрации исключено обязательное извещение заявителя о процедуре регистрации в письменной форме по почте письмом с объявленной ценностью, поскольку предусмат­ривается направление подобной информации в электронной форме. Также у заявителя появилась возможность забрать лично пакет документов, поданных на регистрацию, уведомление о приостановлении регистрации и сообщение об отказе в регистрации прав.
Новая ст. 21.1 Закона о регистрации предоставляет право регистрирующему органу вносить изменения в ЕГРП в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателях, не влекущего переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости. При этом обязательно уведомление правообладателя в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в порядке и способами, устанавливаемыми Минэкономразвития России. О проекте приказа министерства мы подробно писали (ЭЖ, 2013, № 37, с. 9).
Сейчас право собственности на созданный объект недвижимости регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а на объект незавершенного строительства — на основании иных документов. Например, при наличии права собственности заявителя на землю под таким объектом необходимы подтверждающий право собственности документ, разрешение на строительство и документы, содержащие его описание (п. 3 ст. 25 Закона о регистрации). По новым правилам основанием регистрации на созданный объект недвижимости и объект незавершенного строительства будут правоустанавливающий документ на землю под объектом и разрешение на ввод его в эксплуатацию при необходимости получения такого разрешения. При этом документы, содержащие описание таких объектов, больше не понадобятся, как и повторное предоставление правоустанавливающего документа на этот же земельный участок при следующем обращении.
Срок регистрации договора участия в долевом строительстве между застройщиком и первым участником такого строительства сокращен с одного месяца до 18 календарных дней и исчисляется не со дня подачи, а со дня приема документов.
Не будет больше производиться регистрация изменения арендатора в подлежащем регистрации договоре аренды в отношении земельного участка, занятого объектом недвижимости, при переходе права собственности на этот объект (ст. 25.5 Закона о регистрации в ред. Закона № 250-ФЗ).

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон) также претерпел изменения.
Кадастровый паспорт здания, строения, сооружения или объекта незавершенного строительства при отсутствии о них сведений в ГКН больше не является обязательным документом для регистрации прав на эти объекты.
Изменен состав сведений, вносимых в ГКН. В него теперь будут вносить кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (новый п. 5.1 ч. 2 ст. 7 Закона), а также основную характеристику объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), если объектом недвижимости является сооружение или объект незавершенного строительства (п. 25—30 ч. 2 ст. 7 Закона).
Содержащиеся в ЕГРП общедоступные сведения о правах и ограничениях прав на недвижимое имущество будут считаться внесенными и в ГКН. Сведения из ГКН также можно будет получить через Интернет на портале госуслуг.
Срок постановки на учет объекта недвижимости, учета его изменений, учета части объекта недвижимости или снятия с учета объекта недвижимости сократится с 20 рабочих до 18 календарных дней со дня получения заявления о кадастровом учете органом кадастрового учета. Это заявление со всеми документами можно будет подать через портал госуслуг. А межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования будут направляться в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной ЭЦП кадастрового инженера.
Кадастровый паспорт или выписка об объекте недвижимости должны будут направляться органом кадастрового учета заявителю помимо привычных способов еще и через портал гос­услуг не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об осуществлении кадастрового учета (п. 2 и новый п. 2.1 ст. 24 Закона).

С 1 января 2014 г. вступят в силу изменения, касающиеся деятельности кадастровых инженеров и предоставления ими сведений о себе. Также до 1 января 2017 г. продлена возможность применения установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат, до перехода на федеральную систему координат.