Расчет по госконтрактам за 15 дней ...

С 18 октября изменятся типовые условия госконтрактов, к исполнению которых привлекается малый бизнес

Контрагент заказчика должен будет быстрее рассчитываться с субподрядчиками и соисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства и/или  социально ориентированными некоммерческими организациями. Вместо 30 календарных дней это нужно будет сделать в течение 15 рабочих дней.

Кроме того, объем привлечения  субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированными некоммерческими организациями заказчик будет устанавливать в виде фиксированного процента от цены контракта, но не менее 5%.

    Сейчас на практике госзаказчики поступают одним из следующих способов:
  • указывают фиксированный размер;
  • цитируют Типовые условия, в которых говорится, что объем привлечения составляет не менее 5% от цены контракта.
Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1226

Комментарий ...

В последние два года государственные заказчики изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ повсеместно нарушают сроки оплаты выполненных и сданных по актам работ. Арбитражные суды завалены очевидными исками, так как стала крайне распространенной позиция многих государственных заказчиков — без решения суда и исполнительного листа принципиально подрядчику ничего не платить. К сожалению, суды снисходительны к такому поведению государственных и муниципальных органов, так как речь идет о бюджетных средствах.
К слову сказать, только во втором полугодии этого года я веду в арбитражном суде Москвы и Московской области уже шесть подобных дел, где имеются подписанные заказчиками акты сдачи-приемки подрядных работ, но от оплаты они уклоняются. Указанная позиция, конечно, позволят решить госзаказчику какие-то его финансовые затруднения в ближайшей перспективе.
Однако в контрактах имеются и санкции в пользу подрядчиков, а, это значит, что в конечном итоге бюджет затратит гораздо больше средств на исполнение решения суда. Также государственный (муниципальный) контракт при такой ситуации теряет привлекательность для частных подрядчиков. В настоящее время госзаказчика спасает только то, что иных подрядных работ на рынке крайне мало по всем известным нам причинам.
Правительство России, органы прокуратуры, финансового контроля, а также органы местной власти на уровне субъектов каждый день разбирают сотни жалоб подрядчиков на нарушения подведомственными государственными и муниципальными заказчиками своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам, главным образом по оплате или своевременной оплате выполненных и сданных работ.
По всей видимости, указанное Постановление Правительства призвано с одной стороны, действительно, навести порядок и ужесточить норму по оплате выполненных работ, оказанных услуг и поставленного товара для государственных и муниципальных нужд, а, с другой стороны, на какое-то время снять социальную напряженность у малого и среднего бизнеса, а также социально-ориентированных НКО, подарив им на 3-4 месяца надежду, а-ля: «ну, теперь всё, наконец-то, наладится».
По моему же мнению, ситуация в целом никак не изменится. Дело совершенно не в том, какой срок установлен в контракте для оплаты работ – 30 дней, 15 дней или вообще 5 дней… Дело в политике государственного заказчика в отношении своих подрядчиков, которая зачастую сводится к философии, что подрядчик – это субъект второго сорта и вечнообязанное лицо, этакий крепостной, которому вообще-то посчастливилось работать с замечательным государственным заказчиком, и только этому одному обстоятельству подрядчик уже и должен быть рад. Деньги?!! Какие деньги???
Вопрос нужно решать введением персональной ответственности руководителей государственного или муниципального заказчика за нарушения условий государственного (муниципального) контракта.

С уважением, Евгений Тысенко