Прошедшее мероприятие

11 октября состоялся семинар для членов МААП на тему - Нововведения в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Информируем Вас об основных моментах затронутых в ходе данного мероприятия ...
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года
Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в 44-ФЗ. Корректировки вступают в силу уже с 1 июля 2018 года. Они затрагивают как правила проведения процедур, так и порядок подготовки к их проведению. В данном материале мы рассмотрим эти преобразования и разберёмся что следует предпринимать заказчикам и поставщикам.

Новые термины

В статью 3 44-ФЗ были внесены дополнительные пункты, расшифровывающие некоторые термины государственных закупок, а именно:
  1. Электронная площадка (пункт 17 статьи 3).
  2. Оператор электронной площадки (пункт 18 статьи 3).
  3. Специализированная электронная площадка (пункт 19 статьи 3).
  4. Оператор специализированной электронной площадки (пункт 20 статьи 3).
Для каждого термина даны точные определения, раскрывающие его ключевые особенности. Также приводятся ссылки на статьи закона, которыми устанавливаются требования к указанным объектам.
44fz
Электронная подпись
Согласно прежней редакции пункта 3 статьи 4 44-ФЗ для участия в закупках могла использоваться усиленная неквалифицированная подпись. С 1 июля 2018 года это станет невозможным. Новая редакция закона обязывает всех участников подписывать документы только усиленной квалифицированной ЭЦП.
Также внесено изменение и в статью 112 44-ФЗ. В нее добавлен пункт 5.5, который обязывает участников закупок использовать квалифицированные сертификаты ключей, удостоверяющие подлинность ЭЦП.
В пункте 5.1 статьи 112 будет указано, что до конца 2018 выдачей квалифицированных подписей участникам контрактной системы будет заниматься федеральный орган исполнительной власти. Позже эти обязанности возложат на удостоверяющие центры, получившие соответствующую аккредитацию.
Такие нововведения приведут к дополнительным затратам потенциальных поставщиков. Им необходимо будет в срочном порядке обратиться в один из удостоверяющих центров, имеющий аккредитацию, с просьбой выпустить для него усиленную квалифицированную подпись. В противном случае компания не сможет принять участие ни в одной закупке.

Реестры
Изменения затронут и правила ведения различных реестров в ЕИС. Основные из них представлены в таблице ниже:
Наименование реестра До 01.07.2018г. После 01.07.2018г. Статья 44-ФЗ
Реестр участников закупки Не велся В ЕИС появится единый реестр, в который будут заноситься все компании, принимавшие участие в госзакупках. Пункт 6.1 статьи 4
Реестр контрактов Сведения о заключенном контракте и внесенных изменениях передавались в течение 3 дней после принятия решения. Срок передачи информации в реестр контрактов продлен до 5 рабочих дней. Пункт 3 статьи 103
Реестр недобросовестных поставщиков Сведения о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, направлялись в РНП в течение пяти суток с момента признания факта уклонения. Срок сокращен до трех рабочих дней. Пункт 5 статьи 104

Введение дополнительной информационной системы
В статью 14 вносятся пункты 13 и 14. Они регламентируют создание новой информационной системы. Среди ее основных задач выделяют:
  1. Отслеживание и фиксация действий участников контрактной системы.
  2. Мониторинг работоспособности ЕИС и электронной площадки.
  3. Фиксацию в режиме реального времени всех действий пользователей информационной системы.
  4. Хранение всей информации, собранной по результатам мониторинга.
В дальнейшем Правительство России определит орган, который будет отвечать за функционирование новой системы. Планируется, что работать она начнет с 1 октября 2019 года.

Закупки госкорпораций
Согласно пункту 4.1 статьи 9 44-ФЗ Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения образования, культуры, науки и здравоохранения должны будут соблюдать все предписанные законодательством правила нормирования закупок. Они обязаны определить требования к приобретаемым ими товарам и услугам, а также нормативные затраты на обеспечение собственной работы и функционирование всех дочерних подразделений.

Внесение изменений в план-график

В действующей редакции пункта 14 статьи 21 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в план-график в срок не позднее, чем за 10 суток с момента размещения в ЕИС извещения о проведении закупки. С июля 2018 года предусматривается ряд ситуаций, при которых вносить корректировки в план-график разрешено не позднее чем за сутки до дня размещения извещения. Такое правило распространяется на следующие процедуры:
  1. Повторный конкурс или процедура, проводимая после признания конкурса несостоявшимся.
  2. Запрос предложений, проводимый в рамках пункта 8 части 2 статьи 83.
  3. Закупка, реализуемая после признания несостоявшимся двухэтапного конкурса.
  4. Запрос предложений или иная процедура, назначаемая после признания несостоявшимся электронного конкурса.
  5. Повторная процедура, назначенная после того, как заказчик продлил срок проведения запроса котировок, но он все равно не состоялся.
  6. Запрос предложений, проводимый повторно после того, как на первую процедуру не поступило ни одной заявки.
  7. Закупка после несостоявшегося запроса предложений.
  8. Приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.
Извещение о проведении процедуры не может быть опубликовано в ЕИС раньше, чем соответствующие изменения в план-график.

Способы определения поставщиков
С 1 июля 2018 года вступает в силу обновленный перечень процедур, которые будут проводиться в электронном виде. Он установлен пунктом 2 статьи 24 44-ФЗ. В него входят:
  1. Открытый конкурс.
  2. Конкурс с ограниченным участием.
  3. Двухэтапный конкурс.
  4. Электронный аукцион.
  5. Запрос котировок.
  6. Запрос предложений.
Изменились и сроки их проведения. До конца 2018 года допускается проведение указанных процедур в бумажном виде. С 01 января 2019 года проведение закупок не в электронном виде будет приравниваться к грубому нарушению законодательств.
В бумажной форме разрешено будет проводить закупки только в исключительных случаях. К ним относят приобретение товаров за рубежом, запросы котировок с целью оказания экстренной медицинской помощи, предварительный отбор поставщиков для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий чрезвычайных ситуаций, а также закрытые формы закупки и приобретение товаров и услуг у единственного поставщика.
Такое нововведение призвано упростить и ускорить процесс проведения закупок, а также сделать его более прозрачным. Поставщикам не придется тратить дополнительные средства на пересылку бумажных версий своих заявок заказчику, что позволит предлагать более низкие цены на товары и услуги.

Выделение лотов

Раньше выделение лотов разрешалось заказчику только при проведении конкурсов или закрытых аукционов. Согласно обновленным правилам пункта 6 статьи 24 выделение отдельных лотов возможно при любых закупках, за исключением запросов предложений и котировок, а также электронных процедур.
По каждому лоту в извещении прописывается объект закупки, НМЦК и ее обоснование, размер обеспечения заявки, прочие условия будущего контракта. Участник подает заявку только в отношении выбранного им лота. Для каждого лота в дальнейшем будет заключаться отдельный договор.

Особенности проведения процедур в электронной форме
Так как большинство закупочных процедур с 01 июля 2018 года будут проводиться в электронной форме, в 44-ФЗ была внесена дополнительная статья под номером 24.1. В ней приводится перечень требований, которые устанавливаются Правительством России к электронным торговым площадкам.
Пописаны также правила, определяющие перечень ЭТП, соответствующих установленным требованиям. Указан порядок, по которому площадка может быть исключена их этого списка.
По нормам пункта 4 статьи 24.1 ЭТП получают возможность взимать плату с участников закупок. Определенная сумма может удерживаться с победителя тендера. При проведении закрытой процедуры плата берется с заказчика.
Ранее был установлен запрет на взимание платы с компаний за прохождение аккредитации на ЭТП. С начала июля 2018 года такое ограничение будет отменено. Это повлечет за собой дополнительные расходы поставщиков на участие в государственных закупках. При этом собранные средства ЭТП смогут направить на обеспечение бесперебойной работы и оказание качественных услуг.

Требования к поставщикам

В статью 31 44-ФЗ был добавлен пункт 11. В нем говорится о том, что у поставщика должны отсутствовать ограничения для участия в закупках, установленных законодательством.
Внимание поставщикам! Подтверждение своего соответствия пункту 11 статьи 31 должно быть обязательно отражено в декларации соответствия требованиям, прилагаемым ко второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В декларации соответствия участника требованиям прописывается также то, что компания не является оффшорной. В новой редакции закона с ЭТП снимут обязательство проверять эту информацию. Пункт 8.1 статьи 31 утратил силу.

Расчет пени
Изменения коснутся и правил начисления пеней за неисполнение заказчиком своих обязательств по государственному контракту. Согласно части 5 статьи 34 при расчете пени используется не ставка рефинансирования, как это было раньше, а ключевая ставка Центрального Банка России. Она же принимается во внимание и при расчете пени для поставщика, нарушившего свои обязательства.
Ключевой ставкой называют минимальную процентную ставку, по которой Центральный Банк России предоставляет коммерческим финансовым организациям кредиты на срок 1 неделя. Одновременно с этим это максимальная ставка, по которой ЦБ готов принимать депозиты. С 26 марта по 29 июля 2018 года ее размер будет составлять 7,25%.

Условия, прописанные в контракте
Был скорректирован пункт 13 статьи 34. В контракте, как и прежде, должны быть прописаны сроки и порядок оплаты поставленных товаров или оказанных услуг, сроки и правила осуществления приемки. Помимо этого в договоре прописывается уменьшение суммы, подлежащей оплате поставщику на сумму, равную размеру налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ.
В статью 34 добавлен также пункт 29, согласно которому правительство РФ оставляет за собой право устанавливать минимальный срок исполнения поставщиком своих обязательств. Законодатель также может предъявлять требования к формированию лотов при проведении отдельных видов закупок.

Извещение о проведение закупки

В статью 42 44-Фз внесены дополнения, касающиеся информации, которая должна обязательно содержаться в извещении. Заказчик обязан прописать:
  1. Ссылку на соответствующую часть статьи 15, если закупка проводится в соответствии с требованиями частей 4-6 статьи 15 44-ФЗ. Когда закупка проводится в соответствии с частями 5 и 6 прикладываются копии договоров или соглашений.
  2. Преимущества, которые предоставляются в соответствии с правилами статей 28 и 29 44-ФЗ.
  3. Сведения об ограничениях и запретах допуска товаров из иностранных государств.
  4. Информация о проведении закупки в рамках 275-ФЗ.
Отсутствие такой информации в извещении считается нарушением законодательства. Заказчик при этом привлекается к административной ответственности.

Обеспечение заявок
Глобальные изменения коснулись обеспечения заявок, регламентированные статьей 44 44-ФЗ. Ранее пункт 1 указанной статьи возлагал на заказчика обязательство по установлению обеспечения заявки. Теперь делать это обязательно только в случаях, когда НМЦК контракта превышает 5 миллионов рублей. Требования в равной степени распространяются на всех участников, за исключением казенных учреждений. Последние освобождаются от предоставления обеспечения.
Участник закупки получит возможность самостоятельно выбирать способ предоставления обеспечения на участие в конкурсах и аукционах. Это могут быть денежные средства или банковская гарантия.
Денежные средства в качестве обеспечения заявки участник будет вносить на специальный расчетный счет, открытый им в одном из банков, включенных в перечень Правительства России. Эти финансовые организации должны соответствовать оговоренным требованиям, не ниже тех, что предъявляются Бюджетным Кодексом. Режим использования специального счета устанавливается на основе информации, предоставляемой оператором торговой площадки. Для этого между ЭТП и банками заключаются отдельные соглашения.
Заявка возвращается участнику в течение часа после окончания срока подачи, если на специальном счете отсутствуют денежные средства для обеспечения заявки. Когда достаточная сума имеется, то она блокируется на время проведения закупки. Возврат заявки осуществляется и в том случае, если предоставленная банковская гарантия отсутствует в реестре БГ.
При наличии средств на специальном счете банк обязан начислять на них проценты в соответствии с требованиями пункта 26 статьи 44. Размер процентной ставки оговаривается между сторонами в момент открытия счета. Данная система будет действовать с 1 октября 2018.
Пунктом 16 статьи 44 устанавливаются размеры обеспечения заявок:
  • Если НМЦК в пределах от 5 до 20 миллионов рублей, то обеспечение может быть на уровне от 0,5 до 1% от НМЦК.
  • Для контрактов с НМЦК более 20 миллионов рублей обеспечение варьируется в диапазоне от 0,5 до 5% от НМЦК.
При проведении закупки на сумму более 20 миллионов рублей среди организаций, попадающих под действие статей 28 и 29 44-ФЗ, размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК.

Обновленные правила проведения открытых конкурсов

Утратил силу пункт 2 статьи 48, в котором говорилось о том, что заказчик проводит открытые конкурсы во всех случаях за исключением отдельных ситуаций. Также исключено обязательство прописывать в извещении преимущества, предоставляемые участникам, условия допуска и запреты поставки товаров иностранного производства.
В заявке все участники помимо прочей информации должны прописать следующие сведения:
  1. Почтовый адрес (ранее такое требование касалось только юридических лиц).
  2. При желании прикладываются документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. Если такая бумага отсутствует, то продукция считается произведенной на территории иностранных государств.
  3. Страна происхождения товара. Прописывается только в том случае, если заказчиком были введены ограничения для товаров иностранного производства.
  4. Указание на лот, в борьбе за который принимает участие заказчик.
В пункт 3 статьи 53 внесены дополнительные обстоятельства, по которым заявка может быть отклонена. К ним относят не предоставление обеспечения заявки, несоответствие товаров национальному режиму и так далее.
В 44-ФЗ были также внесены дополнительные статьи 54.1 – 54.7. В них рассматриваются все аспекты проведения открытых конкурсов в электронном виде.
Рассмотрены порядки предоставления и оценки заявок, оформление результатов и так далее. Аналогичные разделы о проведении закупки в электронной форме появились в отношении конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.

Особенности проведения электронных аукционов
Серьезные изменения коснулись и правил проведения электронных аукционов. Полностью утратила силу статья 60, в которой рассматривались особенности документооборота при такой закупке.
Изменился и порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе:
  1. Согласие со всеми условиями договора, а также декларация о соответствии участника требованиям подаются посредствам программно-аппаратных средств ЭТП.
  2. Во второй части заявки должен быть прописан почтовый адрес у всех поставщиков, а не только у юридических лиц, как раньше.
  3. Наименование страны происхождения товара указывается только в том случае, если в извещении установлены запреты и ограничения на поставку товаров иностранного производства.
  4. Если поставщик не приложил в составе заявки документ, подтверждающий соответствие товаров национальному режиму, то они признаются произведенными на территории иностранного государства.
Все поступившие заявки получают не просто порядковый, как раньше, а идентификационный номер. При наличии сведений об участнике в РНП заявка возвращается ему автоматически.
Изменения коснулись и пункта 2 статьи 67 в части срока рассмотрения заявки. Ранее на это отводилось не более 7 дней с даты окончания подачи предложений. Теперь же, если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей, то этот период сокращается до 1 рабочего дня.
В протокол рассмотрения заявок помимо прочей информации вносятся сведения об идентификационных номерах поданных заявок, а также о наличии предложений, содержащих товары иностранного производства.
Важное дополнение внесено в пункт 5 статьи 68. Отныне шаг аукциона не может быть менее 100 рублей. При этом интервал снижения НМЦК остался прежним от 0,5 до 5%.
Полностью утратила силу статья 70, регламентирующая порядок заключения контракта, по результатам электронного аукциона. Договор будет отныне заключаться по общим правилам, прописанным в параграфе 4.1 44-ФЗ. Изменения и расторжение контракта в ЕИС отображать больше не нужно.

Проведение запроса котировок
В своей заявке участник помимо прочей информации обязан с 01 июля 2018 года прописывать следующие данные:
  1. Почтовый адрес. Ранее это было актуально только для юридических лиц.
  2. Предложения о цене каждого товара, входящего в техническое задание. Раньше разрешалось указывать только общую стоимость контракта.
  3. Приложить документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. В противном случае товары признаются иностранными.
  4. Приложить декларацию, подтверждающую соответствие участника требованиям пунктов 3 – 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ.
В составляемый по результатам рассмотрения заявок протокол вносятся сведения о наименованиях и характеристиках товаров, предложенных участниками.
В 44-ФЗ внесен также параграф 3.1. В нем подробно описывается процесс проведения запроса котировок в электронном виде.

Порядок обжалования бездействия и действий заказчика

Ранее срок подачи жалобы в контролирующие органы согласно пункту 3 статьи 105 отсчитывался от момента размещения в ЕИС плана закупок. Выражать свое несогласие можно было только с содержанием документации. Теперь подать жалобу можно в любое время. Предельный срок остался прежним – 10 суток с момента размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок.
Согласно пункту 4 статьи 105 существенно расширен перечень процедур, по которым участник может подавать жалобу. В него вошли закрытые и электронные способы приобретения товаров и услуг.
Согласно пункту 2 статьи 107 ответственность за противоправные действия лежит и на операторах электронных площадок. Если раньше они должны были лишь возместить убытки, причиненные своими действиями, то теперь они могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовно-правовой или административной ответственности.
Все вводимые нововведения призваны упростить систему государственных закупок и сделать ее более «прозрачной». Потенциальным поставщикам и заказчика придется приготовиться к дополнительным тратам. Важно внимательно изучить новые требования законодательства и четко им следовать.