Cущность и виды саморегулирования

Согласно ст.2 федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - 315-ФЗ), «под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за облюдением требований указанных стандартов и правил». Саморегулирование осуществляется на условиях бъединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).

Иными словами, СРО, объединяющие юридические лица и индивидуальных предпринимателей, либо субъектов профессиональной деятельности одного вида, сами устанавливают правила ведения хозяйственной деятельности в своей отрасли, контролируют их соблюдение и применение санкций к нарушителям, обеспечивают досудебное разрешение споров. Этим обеспечивается минимальное вмешательство государства в рыночную деятельность. 

Различают две основные формы саморегулирования:
А) добровольное - когда группа экономических агентов устанавливает свои требования и обеспечивает их выполнение. Примером таких групп могут стать ассоциации, объединяемые предприятия и индивидуальных предпринимателей по профессиональному признаку. Они разрабатывают свои правила, кодексы и выполняют их на добровольной основе, также выполняя все требования законодательства в сфере своей деятельности.
Б) делегированное - государство передает ряд функций по регулированию деятельности в отрасли саморегулируемым организациям (СРО), осуществляя надзор уже не за деятельностью предприятий, а СРО, в которых они состоят. При этом государство закрепляет минимальные требования, которым должны соответствовать СРО, их документы, правила приема и т.п. А членство в СРО становится обязательным для субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. На этой основе в России уже действуют саморегулируемые организации арбитражных управляющих и оценщиков. Федеральным законом № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты» (далее - 148-ФЗ) установлена еще одна отрасль, где регулирование деятельности передается в СРО - строительство.
148-ФЗ установил три вида СРО в строительстве:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
По закону 148-ФЗ, некоммерческое партнерство для приобретения статуса СРО должно соответствовать ряду требований:
1) объединять в своем составе не менее 100 членов (строительные организаций), или 50 членов (изыскательные и проектировочные организации);
2) наличие компенсационного фонда. (см. ниже);
3) наличие пакета документов:
  • требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Они устанавливают условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске;
  • правила контроля в области саморегулирования, устанавливающие правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
  • документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов и правил СРО;
  • а также копия свидетельства о государственной регистрации и устава НКО; заверенные в НКО копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, а также копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей (далее - ИП); перечень членов НКО с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования; документы, подтверждающие наличие у НКО предусмотренных законом способов обеспечения ответственности членов перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.