Роль саморегулирования в дорожном хозяйстве России. Вопросы совершенствования действующего законодательства

ПРОЕКТ

Комитет Государственной Думы по транспорту
Экспертный совет
Секция дорожного хозяйства
Решения секции
на тему:
«Роль саморегулирования в дорожном хозяйстве России.
Вопросы совершенствования действующего законодательства»

г. Москва 19 ноября 2014 г.

Члены Секции, рассмотрев результаты функционирования института саморегулирования, отмечают:
По совокупности основные цели института саморегулирования, установленные законодательством, достигнуты не в полном объеме.
Для повышения конкурентных преимуществ членов саморегулируемых организаций на рынке за счет повышения качества работ дополнительные требования самих саморегулируемых организаций, их стандарты и правила осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности или не принимаются или остаются невостребованными из-за отсутствия учета этих преимуществ при получении государственных и муниципальных заказов.
Так, применяемые заказчиками порядок размещения государственного (муниципального) заказа на архитектурно-строительное проектирование (включая инженерные изыскания) автомобильных дорог и меры
по обеспечению выполнения обязательств по соответствующим государственным (муниципальным) контрактам, во многом снижают конкурентную среду и способность в этой сфере участников размещения заказа, конкурентоспособность подготавливаемой в итоге проектной документации и инженерных изысканий, а также препятствуют применению в проектных и изыскательских решениях инноваций и связанных с ними управленческих компетенций.
Средства, аккумулированные в компенсационных фондах, фактически изъяты из производственного и инвестиционного оборота членов саморегулируемых организаций. В тоже время они имеют слабую степень защищенности, сохранности и необоснованно ограничены в инвестировании в реальный сектор экономики. Доходность от их размещения только
на депозитных счетах зачастую не превышает уровня инфляции.
Для случаев выплат из компенсационных фондов при возмещении вреда третьим лицам, тем более применительно к высоко капиталоемким объектам капитального строительства дорожного хозяйства, их совокупный размер является недостаточным даже с учетом дополнительного страхования гражданской ответственности.
С другой стороны отвлеченность внимания со стороны саморегулируемых организаций при определении размера взносов в свои компенсационные фонды, т.е. взносов отличных от минимальных, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации,
от наличия, например, или отсутствия собственного капитала у членов таких саморегулируемых организаций делает в итоге установленную систему
и последовательность гарантирования возмещения вреда третьим лицам ассиметричной.
Контроль деятельности членов саморегулируемых организаций зачастую ограничивается проверкой исполнения ряда общих требований законодательства, внутренних документов саморегулируемой организации, наличия определенного набора собственных документов без учета проверки конечных результатов деятельности, качества работ. Право осуществления контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении работ как правило не реализуется.
При такой организации проверок вне контроля оказалась фактическая деятельность участников рынка, а также так называемых «коммерческих» саморегулируемых организаций», по сути торгующих свидетельствами
о допуске к работам. Деятельность таких организаций из-за несовершенства законодательства ведет к деградации целей саморегулирования и направлена на снижение сроков получения допусков к производству работ без должного предъявления требований, в том числе к квалификации работников.
Кадровый состав отдельных саморегулируемых организаций
по профессиональному уровню не соответствует сфере деятельности саморегулируемых организаций и не может содействовать обеспечению эффективной деятельности при действующем порядке обязательного членства в саморегулируемых организациях.
В результате проведенного обсуждения участники заседания решили:
1. Сформировать рабочую группу для выработки предложений
по совершенствованию законодательства о саморегулировании.
2. Подготовить предложения по совершенствованию законодательства по пресечению деятельности недобросовестных саморегулируемых организаций, занимающихся безосновательным предоставлением допусков
к работам организациям, не имеющим профессионального опыта, оборудования, собственного капитала и необходимых условий для организации работ.
3. Проработать возможность введения в сфере саморегулирования аттестации инженеров и допуска их к работам с установлением требований
к порядку, формату и предмету аттестации инженеров. Уточнить
в законодательстве о саморегулируемых организациях понятия «высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы
по направлению профессиональной деятельности», а также установить требования к профессиональной подготовке членов органов управления саморегулируемых организаций и национальных объединений и членов
их аппаратов.
4. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих получение преимуществ участниками торгов, использующих более высокие требования и стандарты к продукции.
5. Проанализировать целесообразность развитие в дорожном хозяйстве модели объединения участников рынка в рамках саморегулируемых организаций по отраслевому признаку.
6. Рассмотреть вопрос объединения действующих в настоящее время национальных объединений в сфере проектирования, изысканий
и строительства.
7. Проработать вопрос совершенствования порядка формирования компенсационных фондов, их страхования и инвестирования, а также страхования связанных рисков членов саморегулируемых организаций, установления требований к минимальному размеру уставного капитала члена саморегулируемой организации, дополнительному наличию безотзывной банковской гарантии и страхования гражданской ответственности.
8. Подготовить предложения по внедрению в практику деятельности саморегулируемых организаций третейских судов, а также по включению
в типовые контракты государственных (муниципальных) заказчиков положений о заключении третейского соглашения и (или) третейской оговорки в соответствии с законодательством об образовании и деятельности третейских судов.
9. Подготовить предложения по повышению ответственности производителей строительных материалов, а также подрядных организаций за соблюдение технологий производства, осуществление строительных работ в целях обеспечения соответствия строительных материалов и объектов капитального строительства установленным нормам.

Руководитель секции,
заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по транспорту С.Ю. Тен