Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Нововведения, предусмотренные Законом о контрактной системе, коснутся государственных и муниципальных заказчиков, поставщиков — участников закупок, а также повлияют на инфраструктуру, обслуживающую систему закупок.

С введением контрактной системы расходы и штаты заказчиков вырастут

Можно выделить семь основных изменений, которые произойдут в жизни заказчиков с вступлением в силу Закона о контрактной системе.
Во-первых, Закон о контрактной системе предполагает гораздо более внушительный объем бумажной работы заказчика по сравнению с тем, который осуществляется сейчас. Например, заказчикам придется готовить трехлетний и годовой планы закупок, в особом порядке корректировать и уточнять их.
Во-вторых, если раньше заказчики обосновывали только начальную цену закупки, то со следующего года они обязаны будут обосновать и предмет закупки, и способ закупки, и требования к участникам закупки. При этом нельзя будет приобретать продукцию с избыточными потребительскими свойствами и предметы роскоши.
В-третьих, заказчики должны будут создать контрактные службы. Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и отсутствует контрактная служба, заказчик может назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта, — контрактного управляющего. Заказчик сможет назначить контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы только лицо, имеющее соответствующее образование.
В-четвертых, заказчики получат право на применение антидемпинговых мер. Например, если начальная цена контракта составляет более 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25% и более ниже начальной цены, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере. То есть если обеспечение исполнения контракта для всех участников закупки составляет 30% от начальной цены, то для демпингующего участника обеспечение должно будет составить 45% от начальной цены.
В-пятых, заказчик обязаны будут предоставлять ценовую преференцию 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, что ранее делалось крайне редко. Закон о контрактной системе сделал значительные подвижки и в вопросе поддержки субъектов малого предпринимательства: верхняя планка объема закупок, предназначенных таким субъектам, не определена.
В-шестых, реализация Закона о контрактной системе приведет к резкому увеличению доли торгов в связи с ограничениями на проведение неторговых процедур. Для заказчиков это обернется значительно большими затратами на организацию процесса закупок.
В-седьмых, изменится практика закупок бюджетных учреждений. Теперь почти все они будут соблюдать одновременно два режима закупок. Закупки за счет средств субсидий, выданных на выполнение госзаданий, будут осуществляться по правилам Закона о контрактной системе, а закупки за счет самостоятельно заработанных средств — в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Главной особенностью Закона о контрактной системе следует, по-видимому, считать его направленность на глобальную централизацию закупок. Законодатель, с одной стороны, обозначил массу новых обязанностей для заказчиков, а с другой стороны, указал, что если рядовым заказчикам будет слишком тяжело справляться с требованиями закона, то закупки таких заказчиков следует централизовать в едином закупающем органе — тендерном комитете, агентстве или департаменте.
Закон о контрактной системе повлияет на деятельность поставщиков
На стороне участников закупок в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе увеличатся издержки на участие в закупках. Ведь теперь во всех случаях обязательно предоставлять обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах. Причем расходы на приобретение банковских гарантий вырастут, так как банки с 2014 г. уже не смогут неконтролируемо выдавать банковские гарантии без их правильного бухучета. Кроме того, если раньше многие поставщики предпочитали не связываться с торгами (конкурсами и аукционами) и участвовали только в запросах котировок (маленьких закупках до 500 000 руб.), то теперь они будут вынуждены стать участниками торгов. Им придется готовить полноценные заявки, заверять нотариально документы, приобретать банковские гарантии и т.д.
Кроме того, поставщикам, вовлеченным с систему госзаказа, придется иногда выполнять непривычные и не всегда приятные условия контрактов. Так, например, заказчик в контракте может прописать обязательное привлечение при исполнении контрактов субподрядчиков, которые являются субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями. Контрактом может быть предусмотрена и обязательная экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Еще одним нововведением станет то, что при исполнении крупных контрактов поставщик должен будет раскрыть информацию о бенефициарах, единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, своих субподрядчиках.
© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту