После годовой доработки документа его нормы несколько смягчены. Действующие льготы для социально незащищенных категорий сохранены, а повышение нагрузки для основной массы собственников жилья будет растянуто на пять лет. Тем не менее без учета возможного расширения льгот регионами за свою недвижимость гражданам начиная с 2015 года придется платить в среднем в три раза больше, чем сейчас.
К введению нового налога на недвижимость физлиц власти готовятся уже много лет — летом 2013 года Минфин внес в правительство законопроект, предоставляющий местным властям право взимать налог на недвижимость не с инвентаризационной, как сейчас, а с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Однако та редакция поправок была раскритикована в администрации президента за то, что вела к заметному увеличению нагрузки на граждан и, соответственно, росту социальной напряженности. Одна из выдвинутых тогда претензий — урезание льгот по налогу. Вместо нынешнего полного освобождения от уплаты в соответствии с законом "О налогах на имущество физических лиц" Минфин предлагал ветеранам, инвалидам, пенсионерам и другим льготникам лишь вычет в размере 30 кв. м из облагаемой площади жилья.
После почти годовой дискуссии внутри правительства и согласования с Минэкономики и ФНС новации были смягчены и в пятницу внесены в Госдуму сразу в виде поправок ко второму чтению принятого еще в 2004 году депутатского законопроекта о "недвижимом" налоге.
Поправки устанавливают, что местные власти смогут вводить новый платеж начиная с 2015 года (но не позже 2020 года).
- Предельные ставки:
- 0,1% от кадастровой стоимости объектов — для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей и машино-мест,
- 0,5% — для иных строений.
Отдельно в развитие идей о налогах на роскошь установлена ставка для недвижимости стоимостью свыше 300 млн руб.— до 2%.
- Также в рамках наведения социальной справедливости предусмотрен необлагаемый налогом вычет стоимости:
- 20 кв. м — для квартиры,
- 10 кв. м — для комнат и
- 50 кв. м — для дома.
По части льгот Минфину пришлось уступить — они сохраняются, но с ограничением: применить их можно будет не ко всем, как сейчас, а лишь к одному самостоятельно выбранному объекту недвижимости (одной квартиры, одного гаража и так далее).
Для основной массы плательщиков (в случае если размер налога при переходе к кадастровой стоимости вырастет) увеличение нагрузки растянется на пять лет — каждый год сумма налога будет возрастать на 20%.
По расчетам ФНС, сейчас средняя сумма налога равна 642 руб. в год, после принятия поправок она может вырасти почти в три раза — до 1,9 тыс. руб.
Однако применительно к регионам и типам жилья ситуация будет выглядеть по-разному.
Так, сумма налога с типовой двухкомнатной квартиры в Центральном округе Москвы в доме старой постройки может вырасти в десять раз, в новом — менее чем в два раза.
Как ранее поясняла "Ъ" заместитель главы ФНС Светлана Бондарчук, все цифры примерные: последствия введения налога можно будет оценить только после того, как его основные элементы — оценка недвижимости, ее периодичность, ставки, льготы, вычеты — будут установлены региональными властями.
По заявлениям заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, все регионы технически готовы к введению налога с 2015 года.
О готовности ведомства к администрированию платежа говорит и руководитель ФНС Михаил Мишустин. Однако принятие новых правил игры может затянуться. Внеся свои наработки в виде поправок к проекту десятилетней давности, Белый дом рассчитывал на их быстрое принятие.
Но 19 июня совет Госдумы продлил срок представления поправок не до 25 июня, как того просило правительство, а до 19 июля.
Инициировал это решение бюджетный комитет палаты, глава которого Андрей Макаров ранее резко критиковал подходы Минфина к налогу на недвижимость.
По его словам, поскольку законопроект находится в совместном ведении центра и территорий, он должен быть разослан в регионы не менее чем на месяц.
Но Госдума завершает весеннюю сессию 4 июля, и это значит, что до каникул законопроект она уже не примет (если не будет назначено дополнительное заседание). Перенос же рассмотрения проекта на осень может привести к тому, что на местах принять свои законы в срок могут не успеть.