Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Строительные компании все меньше интересуются госзаказом

Меры поддержки в 2021 г. распространились, в том числе и на стройку, однако объем государственного заказа уменьшается, а количество расторгнутых контрактов растет. И основная причина в том, что цена строительства, заявленная заказчиком, не соответствует рынку.

Так, в 2021 г. по 44-ФЗ было заключено 193 073 контракта на общую сумму 3880 млрд руб., а расторгнуто 38,4 тыс. или 19,8% контрактов. Для сравнения - в 2020 г. было заключено 195 342 контрактов на 3561 млрд руб., расторгнуто 35 тыс. или 17,9%. В 2019 г. заключено 219 304 контракта на 3428 млрд руб., расторгнуто 33,6 тыс. или 15,3%. В итоге наблюдается интересная динамика - за 2 года количество заключенных контрактов сократилось более, чем на 26 тыс., а в стоимостном выражении выросло свыше, чем на 450 млрд руб.
Причем практически все 38,4 тыс. контрактов были расторгнуты по инициативе заказчика в связи с неисполнением договора со стороны подрядчика - из-за роста цен на стройматериалы подрядчикам стало либо невыгодно выполнять работы по цене, прописанной в контракте, либо просто невозможно, и он остановил строительство. А, как известно, основным трендом 2021 г. стал постоянный рост цен строительных материалов, а значит, все, что связано с ценообразованием, государственным заказом, приемкой документов и проектной документацией требует донастройки и корректировки.
Европейские производители практически полностью прекратили поставки строительных материалов и оборудования на российский рынок. Ставка рефинансирования Банка России носит заградительный характер, но если в течение месяца она не изменится, начнется череда банкротств. Все европейские производители прекратили поставки в Россию материалов и оборудования, в том числе, оплаченного. В этой ситуации единственный выход - переориентироваться на китайский рынок.
Чтобы понять, как удорожание строительных материалов влияет на конечную стоимость объектов, были проанализированы типовые проекты - среднее увеличение стоимости строительства при рыночном росте цен на строительные материалы по СФО составило 12%, при этом сметная прибыль в составе проекта оказалась лишь 7%.
И сразу стало понятно, почему такой высокий процент расторжения контрактов, а количество желающих участвовать в госзаказе не растет. Ведь выполнение контракта даже крупным застройщикам может грозить убытками. Причем, несмотря на работу Минстроя России, стоимость стройки стремительно опережает меняющиеся индексы цен. И помочь в этой ситуации может только реформа ценообразования.
На сегодня прошли повторную экспертизу и получили положительное заключение контакты на строительство более 10 тысяч объектов на общую сумму более 100 млрд рублей. Но при этом до сегодняшнего дня нет ни одного примера реального прихода денег подрядчикам по пересмотренным проектам со сложным финансированием. И это ставит многие строительные компании, особенно небольшие, в очень сложное финансовое состояние.
Чем же объясняется такой разрыв между «бумажкой» и деньгами - ведь, казалось бы, все необходимые документы, схемы и методички давно разработаны и приняты? Вся сложность в том, что принятое постановление хорошо работает тогда, когда объект финансируется за счет бюджета какого-либо одного уровня, в том числе с помощью средств Фонда национального благосостояния. Но большая часть строящихся объектов финансируется как минимум из двух бюджетов - муниципального и регионального. А объекты, строящиеся в рамках национальных проектов, детские сады, школы, оздоровительные комплексы, поликлиники и другие - финансируются из трех уровней бюджета.
Постановление Правительства само по себе денег тоже не принесет - для этого региональные и муниципальные власти должны внести изменения в свои бюджеты, а это можно сделать только в рамках заседаний собраний депутатов, областных дум и т.д. И пока ни одной корректировки таких бюджетов не произошло, хотя процессы и запущены. Так что процедура эта не быстрая, и первые реальные деньги строители могут ждать ближе к лету 2022 года. Не стоит еще и забывать о том, что 90% региональных и муниципальных бюджетов — дотационные, а значит, деньги придется не просто изыскивать «внутри», а пытаться выбить их из бюджета более высокого уровня ...
© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту