Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Перечень нормативных документов, введенных в действие октябре 2022 г.

Подборка нормативных правовых актов в области градостроительной деятельности и иных областях.
Наименование документа Разработчик Примечание
Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1839"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353" Правительство РФ Предусмотрено, в частности, что осуществление деятельности на основании разрешения в случае мобилизации работника, наличие которого обеспечивает выполнение обязательных требований, не может рассматриваться как нарушение указанных обязательных требований:
- в течение 3 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении работника, являющегося ответственным за осуществление деятельности на основании разрешения, и (или) уполномоченного руководить работами в рамках вида деятельности, осуществляемого на основании разрешения, и (или) являющегося работником из состава руководителей, к которому в рамках соответствующего вида разрешительного режима предъявляются обязательные требования;
- в течение 6 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима.
В указанные сроки компаниям и ИП необходимо заключить трудовой договор с иным работником.
Кроме этого, определено, что сроки действия аттестаций и других разрешений у мобилизованных сотрудников будут продляться в автоматическом режиме.
Документом также закреплен перечень разрешительных режимов, в отношении которых устанавливаются указанные особенности применения обязательных требований в связи с мобилизацией.
Письмо Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022"О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Минфин России Рассмотрен вопрос о подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации изыскателей, проектировщиков, строителей.
Сообщается, что при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей СРО:
- требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;
- в случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, заявка такого участника отклоняется в связи с его несоответствием требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Постановление Правительства РФ от 02.09.2022 N 1543 "О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Правительство РФ Минстрой России будет осуществлять включение сведений о типовом проектном решении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Кроме того, в перечень полномочий, осуществляемых Министерством, включено, в том числе, принятие решения о признании функционально-технологического, конструктивного, инженерно-технического и иного решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением.
Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 05.09.2022 N 01-01-17/14421-НБ «О проведении органами негосударственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства». ФАУ «Главгосэкспертиза» Сообщается, в частности, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает проведение проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках государственной либо негосударственной экспертизы для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Таким образом, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства осуществляется только в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации и проводится только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.
Проверка сметной стоимости для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, может быть проведена в рамках иных услуг, если оказание таких услуг предусмотрено уставом учреждения, уполномоченного на проведение экспертизы. Включение таких заключений в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства ГрК РФ не предусмотрено.
Приказ Минстроя России от 02.09.2022 N 711/пр "О внесении изменений в форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 2022 г. N 446/пр"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2022 N 69969.
Минстрой России Поправки внесены в целях уточнения фактических показателей объекта капитального строительства, необходимых для заполнения формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденной Приказом Росстата от 30.07.2021 N 464.
Приказ Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2022 N 70372.
Минстрой России Скорректирован порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности.
Поправками, в частности, проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.
Изложены в новой редакции, в том числе: ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; смета контракта.
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022). Верховный суд РФ Обзор включает в себя правовые позиции по разрешению споров, связанных с исполнением обязательств, с жилищными и социальными отношениями и пр., а также правовые позиции по ряду процессуальных вопросов.
Рассмотрены, в том числе, практики применения гражданского законодательства, земельного и природоохранного законодательства, законодательства о государственных закупках, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике. Так, Верховным Судом дан ответ на вопрос, допускается ли после 25 марта 2022 года взыскание с застройщика в пользу гражданина - участника долевого строительства компенсации морального вреда в случае нарушения застройщиком сроков передачи объекта долевого строительства или несоответствия переданного объекта долевого строительства требованиям, установленным к качеству такого объекта.
Письмо ФАС России от 22.09.2022 N ДФ/87946/22"О рассмотрении обращения" ФАС Разъяснены особенности подачи жалобы на положения документации о неконкурентной закупке.
Сообщается, что специфика порядка проведения закупочной процедуры в неконкурентной форме не предполагает установления даты окончания срока подачи заявок, в связи с чем обжалование положений документации о неконкурентной закупке, а также документации о закупке проводимой по принципу "электронного магазина" возможно до даты заключения договора по результатам проведения такой закупки в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанная позиция также поддержана судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2021 N 310-ЭС21-24887 по делу N А83-13785/2020).
Письмо Минстроя России от 04.10.2022 N 51210-СМ/08 «О направлении информационного письма по вопросу о возможности указания в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок». Минстрой России Минстроем России разъяснены особенности использования в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае использования их аналогов при строительстве объекта.
Отмечено, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, не содержит требований о включении в проектную документацию сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов, равно как и запрета на указание данных сведений.
С учетом экономической ситуации, связанной с нарушением логистической цепочки поставки материалов и оборудования, целесообразно не включать в проектную документацию сведения о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, изделий и материалов, а указывать только их характеристики с возможностью замены на аналоги, соответствующие установленным характеристикам.
В задании на проектирование возможно указание конкретного оборудования, если это необходимо.
Письмо Минстроя России от 04.10.2022 N 51210-СМ/08 «О направлении информационного письма по вопросу о возможности указания в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок». Минстрой России Минстроем России разъяснены особенности использования в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае использования их аналогов при строительстве объекта.
Отмечено, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, не содержит требований о включении в проектную документацию сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов, равно как и запрета на указание данных сведений.
С учетом экономической ситуации, связанной с нарушением логистической цепочки поставки материалов и оборудования, целесообразно не включать в проектную документацию сведения о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, изделий и материалов, а указывать только их характеристики с возможностью замены на аналоги, соответствующие установленным характеристикам.
В задании на проектирование возможно указание конкретного оборудования, если это необходимо.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 № 1809 «О внесении изменения в особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации». Правительство РФ Постановлением дополнены особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации.
В целях оперативного восстановления объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, при реконструкции и капитальном ремонте таких объектов государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится в части определения достоверности определения сметной стоимости строительства этих объектов с выдачей заключения. Срок проведения такой экспертизы не должен превышать 10 рабочих дней. При этом начало выполнения таких работ по реконструкции, капитальному ремонту указанных объектов допускается до получения положительного заключения проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Приказ Минтруда России от 14.09.2022 N 538н"Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор-дизайнер"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2022 N 70508.
Минтруд России С 1 марта 2023 г. вводится профессиональный стандарт "Архитектор-дизайнер".
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является проектирование архитектурной среды.
Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, другие характеристики.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2029 г.
Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838"Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663" Правительство РФ Установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года для обеспечения федеральных нужд, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Начисленные и неуплаченные суммы неустоек по контракту будут списаны, если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме в связи с мобилизацией. Также отмечено, что компании и ИП, которые не смогли обеспечить исполнение контракта из-за мобилизации, не будут включаться в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Федеральный закон от 20.10.2022 N 404-ФЗ"О внесении изменения в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Правительство РФ Законом гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) организаций, а также единственными учредителями организаций и одновременно осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, призываемым на военную службу по мобилизации, предоставляется пять рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности.
На таких граждан не распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", касающиеся занятия предпринимательской деятельностью. Кроме того, указанные лица, призванные на военную службу по мобилизации, могут принять решение об осуществлении предпринимательской деятельности через доверенных лиц.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие указанных выше положений распространяется на лиц, призванных на военную службу по мобилизации с 21 сентября 2022 года.
Федеральный закон от 20.10.2022 N 406-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство РФ Законом за субъектами МСП закреплено право на обращение к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на условиях, аналогичных условиям кредитных каникул для мобилизованных физлиц и ИП.
В течение льготного периода заемщик вправе не вносить платежи по договору. При этом право на кредитные каникулы может быть реализовано заемщиком в любой момент времени действия кредитного договора (договора займа), но не позднее 31 декабря 2023 года.
Срок кредитных каникул составит весь срок военной службы единственного участника общества, увеличенный на 90 дней. Указанный срок может быть продлен на время нахождения мобилизованного в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении, а в случае признания участника общества безвестно отсутствующим - также на период до отмены решения суда о признании участника общества безвестно отсутствующим либо до объявления его судом умершим.
Кроме этого, мобилизованным физлицам-банкротам, в отношении которых введена процедура реализации имущества, предоставлено право самостоятельно открывать банковские счета и распоряжаться поступающими на них выплатами для военнослужащих.
Также документом уточнен порядок предоставления кредитных каникул всем участникам СВО. В частности, Правительство РФ наделено правом ограничивать максимальный размер кредита (займа), подлежащего списанию, если военнослужащий - индивидуальный предприниматель погиб или получил инвалидность I группы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Письмо Минстроя России от 14.10.2022 N 53441-ТБ/02 «Об особенностях трудоустройства по основному месту работы у члена саморегулируемой организации реестровых специалистов в период проведения частичной мобилизации в РФ>
Специалист, сведения о котором внесены в соответствующий национальный реестр, призванный по мобилизации с 21 сентября 2022 года, заключивший трудовой договор с членом саморегулируемой организации, должен учитываться при определении соответствия требованиям части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Также отмечено, что временное отсутствие на работе такого реестрового специалиста при проведении контрольных мероприятий не может являться основанием для применения мер дисциплинарного воздействия.
Обращено внимание на то, что временно исполняющим у члена саморегулируемой организации обязанности реестрового специалиста может быть только физлицо, сведения о котором включены в соответствующий национальный реестр специалистов».
Минстрой России Даны разъяснения по вопросам трудоустройства реестровых специалистов в период проведения частичной мобилизации.
Специалист, сведения о котором внесены в соответствующий национальный реестр, призванный по мобилизации с 21 сентября 2022 года, заключивший трудовой договор с членом саморегулируемой организации, должен учитываться при определении соответствия требованиям части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Также отмечено, что временное отсутствие на работе такого реестрового специалиста при проведении контрольных мероприятий не может являться основанием для применения мер дисциплинарного воздействия.
Обращено внимание на то, что временно исполняющим у члена саморегулируемой организации обязанности реестрового специалиста может быть только физлицо, сведения о котором включены в соответствующий национальный реестр специалистов.
Информация Ростехнадзора. "Ростехнадзор информирует об изменении ряда обязательных требований для организаций, работники которых призваны на военную службу в рамках частичной мобилизации". Ростехнадзор Ростехнадзор сообщает об изменении ряда обязательных требований для организаций, работники которых были мобилизованы.
Указанные требования скорректированы постановлением Правительства РФ от 15 октября 2022 года N 1839.
Сообщается, в частности, что в отношении мобилизованных работников на срок прохождения военной службы и последующий период, необходимый для возобновления трудовой деятельности и прохождения процедур подтверждения компетентности, продлеваются сроки:
- очередного прохождения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности;
- очередного подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения;
- действия аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
- действия аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
Также допускается осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности при наличии в штате лицензиата как минимум одного эксперта в области промышленной безопасности в случае, если иные эксперты были мобилизованы.
    В тоже время с 1 ноября 2022 года вводяться в действие следующие документы:
  • ГОСТ Р 70034-2022 "Изделия гипсовые декоративные для фасадов зданий. Технические условия"
  • ГОСТ Р 70047-2022 "Покрытия напольные эластичные. Окрашенный и декоративный линолеум. Технические требования"
  • ГОСТ Р 70048-2022 "Покрытия напольные эластичные гомогенные поливинилхлоридные. Технические условия"
  • ГОСТ Р 70052-2022 "Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий и сооружений. Правила сортировки и транспортирования"
  • ГОСТ Р 70107-2022 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения. Общие требования к графическому отображению объектов сетей газораспределения"
  • ГОСТ Р 70346-2022 ""Зеленые" стандарты. Здания многоквартирные жилые "зеленые". Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации".
© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту