ФЗ О геодезии и картографии
Концепция утверждена и 2020 года нам по ней жить. Это свершившийся факт.
Закона, о геодезии и картографии нет, но каким ему возможно надлежит быть, есть слабая надежда сообщества, на его создание вопреки основным положениям концепции.
Прежде чем давать рекомендации полезного и разумного стоит пройти с диагнозом существующего и мнимо перспективного.
Заранее признателен терпению читателей, которые осилят нижеприведенный текст до конца.
О предпосылках
Недавно поймал себя на мысли о том, что в наше время и вечные ценности склонны к более замысловатым формам трансформации. В начале 80-х, будучи на практике в одной из среднеазиатских республик, я впервые познал, что должность представителя власти там можно приобрести, подарить или завещать. Первой реакцией осознания услышанного для молодого советского строителя коммунизма, был искренний смех. Понимание, что такая практика прижилась уже на нашей территории, в 90-е, дало ощущение трагизма, в который, очертя голову рванула страна, привычно величаемая Родиной. Прошли нулевые, и трагизм сменился на другое состояние. Пройдя вначале стадию фарса, а затем трагедии, преступное стало нормой жизни. Бороться с ним бесполезно, не реагировать невозможно, нужно как-то сосуществовать, чтобы выжить.
Собственно с позиции ставших нормой сомнительных достижений выпавшей на нашу долю власти, и следует оценивать её намерения новаций в законодательных инициативах.
То, что любой закон служит закреплению соотношения баланса прав и обязанностей между обществом и властью, надеюсь не будет большим откровением для обеих сторон.
Идеальной в мировой практике цивилизованного мироустройства является такая конструкция, (соотношения прав и обязанностей) при которой власть (государство) законодательно закрепляет за собой максимум обязанностей, а гражданин получает наиболее широкий выбор прав. Главным, из которых, является право на улучшение качества жизни по введении нового закона. Государства, в которых это нехитрое правило получило отражение в конституциях, живут по всем показателям лучше нашего.
В нашем законотворчестве последних двух десятков лет мне так и не удалось ни разу увидеть в преамбуле закона, хотя бы намек, на то, что власть приобретшие граждане намерены создать нечто лучшее для остальных граждан РФ.
Представленная концепция развития отрасли – ярчайший пример воплощения традиций и норм нашего времени, в котором нет места гражданину, с его уровнем жизни и правами на реализацию своих талантов, знаний и навыков во благо всеобщего процветания.
Пока в текстах наших законодательных инициатив список выгодоприобретателей от новаций будет начинаться с «государства», низводя понятие «граждане» до «заинтересованных лиц», до тех пор цель и результаты таких, с позволения, «модернизаций» для граждан ничем хорошим быть не сулят.
Нас «видали».
Видали и по форме выражения явной некомпетентности в заявленных концепцией базовых понятиях.
Видали и с высоты традиционной неспособности отделять в текстах законодательной инициативы категории «идея», «цель» и «средства».
Видали и в процедуре утверждения концепции, не снизойдя в народ хотя бы для одного общественного слушания, с приглашением специалистов, способных оценить всю глубину бестолковости заявленных целеустремлений, таких, как «геоцентрическая система координат РФ», «эффективность геодезических измерений», «дублирование систем одинаковой точности».
Апофеозом бронзовелости стал трибунный апломб г-на Горбова на одной из недавних международных конференций. Чиновник сей позволил признание пред лицом зарубежных коллег: «хотите обсуждайте, хотите нет, а концепция будет такой, какую мы смогли написать и уже приняли». Зарубежные коллеги потом долго интересовались, насчет смены конституционных норм, которыми пользуется власть РФ в лице г-на Горбова. Тот факт, что в нашем государстве чиновничья власть может по своему личному усмотрению без обратной связи с народом принимать законодательные нововведения было представлено в добрых традициях годов эдак 30х.
Успокоить не привыкших к такому пренебрежению общественного мнения коллег из зарубежья мне удалось, убедив их, что конституция РФ для представителей власти у нас документ строжайшей секретности, и потому её незнание им простительно.
Удивительно, что присутствовавший на том же форуме представитель более высокой ветви власти г-н Иванов, тем не менее не осадил и не поставил на место бронзовеющий апломб чиновника Росреестра
Ну хотя бы для создания видимости уважения к представителям профессионального сообщества, которые потратили свое время на подготовку корректировок и поправок к концепции и собрались обсуждать новый закон.
Будет справедливым отметить в выступлении и отношении г-на Иванова, достойный уровень профессиональной компетенции, приятно удививший и вполне разумной логикой намерений, декларируемых явно не без опоры на разумные доводы последних публикаций ГИС ассоциации.
Единственное и самое главное, что так и осталось за пределами концепции и будущего закона, для кого и зачем стране понадобилось реформировать законодательство в области геодезии и картографии.
Тем не менее, утершись очередной раз, и не взирая на очевидную бессмысленность сотрясать воздух мнением, «которое видали», попробую выразить свое мнение вослед поезду, «который ушел по секретному расписанию» с оценкой «высоты глубин размаха» принятой к моему стыду концепции.
О главном
Важнейшей задачей отрасли геодезии и картографии является обеспечение федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных лиц картографическими материалами и результатами геодезических измерений для решения ряда государственных задач в сфере территориального развития, строительства и инженерных изысканий, управления природными ресурсами, экологии, навигационной деятельности, обороны и безопасности государства.
Ну, нет такого конституционного субъекта права «заинтересованные лица». А органы власти, что при этом лица совсем незаинтересованные ?
Кто оспорит последнее утверждение?
Есть правила и есть четкие нормы законодательства, они требуют установить границы ответственности меж властью и народом, и отделить права граждан от обязанностей власти.
Народ имеет две обязанности перед государством: соблюдать законы и платить налоги.
Этим список исчерпывается.
Остальное область его прав.
Все попытки прописать законы так, что на народ возлагаются какие-то дополнительные обязанности и ограничения прав – незаконны в демократических государствах.
Возложение на власть (государство, чиновников, кому как нравится) каких-либо особых прав или преференций по отношению к гражданам, также антиконституционно.
Все конструкции, когда государство законодательно закрепляет за собой исключительные права на производство чего-либо, ограничивают права и инициативы граждан!
Значит, и нет у государства никаких прав на исключительные функции в деятельности в области геодезии и картографии!
Нет такого, что люди умели бы делать хуже госчиновников! А из того, что является бесспорным по востребованности и качеству продуктом производимым госпредприятиями можно назвать лишь автомат Калашникова и подобные ему изделия оборонпрома.
Геоинформационные результаты деятельности в области наук о земле несколько отличаются по необходимости использования в них интеллектуального потенциала, чем в создании серийных изделий средств уничтожения людей. А потому и приоритеты в области организации производства для них должны быть более открытыми для участия любых форм собственности и свободных инициатив гражданского населения. Стоит ли это доказывать сегодня, видя сегодняшние успешные результаты такой деятельности частных и смешанных форм собственности последнего десятилетия?
Государство может быть заказчиком любого вида интеллектуальной и материальной продукции этих видов деятельности, которую, так или иначе, производить гражданам.
Вопрос остается в регулировании прав на распоряжение конечным продуктом и форме добровольного объединения граждан для выполнения поставленных задач.
Неплохо было увидеть в изначальной декларации концепции и закона, то, что называют миссией (сверхзадачей, парадигмой) хотя бы намек, а во имя чего все это вдруг затевается?
Может там и найдется кроме «государства» и «заинтересованных лиц» место упоминанию человека и его качества жизни?
Понимаю, что отвыкли писать такое за последние годы. Может быть, в этот раз попробуем? За это не накажут.
О целях и средствах
Мне довелось видеть хорошие законы в тех странах, в которых слово является основой будущих дел. У нас давно нормой стало писать слово, которое расходится не с делом, а уже с другим словом в пределах одного документа. В психиатрии такие тенденции относят к симптоматике прогрессирующих недугов. Но справки из ПНД у нас стали продавать еще раньше эпохи котировок госдолжностей.
Следующий абзац является характерным примером того, как в одном контексте уживаются цели, средства и технические частности во имя абсурдного понятия «эффективность измерений»:
Меры по развитию отрасли геодезии и картографии в период до 2020 года должны быть направлены на достижение следующих целей: повышение эффективности геодезических измерений за счет модернизации системы геодезического обеспечения Российской Федерации, в том числе широкомасштабного использования современных спутниковых методов и технологий позиционирования;
Определение понятия «измерение» вряд ли доступно чиновнику, писавшему концепцию в классической и лаконичной форме, которую дают преподаватели геодезии студентам 1 курса.
Измерение - это (всего лишь) сравнение объекта с эталоном.
Оно может быть точным или нет. И это главное свойство измерения.
А по форме исполнения может быть выполненным с определенной производительностью. Производительность равна числу измерений в единицу времени. Все остальные связи понятия «измерение» с категориями науки экономика, далеко неоднозначны в толковании и математической интерпретации.
Понятию «эффективности производства» в современных учебниках экономики отведены сотни страниц.
Эффективность зависит и от доходности и от инфляционных процессов, и от конъюнктуры рынка, и от политических событий, и от сложной системы учета дисконтированной стоимости, за которую в последние годы награждено несколько лауреатов Нобелевскими премиями.
Словеформа «эффективность измерений» равнозначна «покупательной способности численного интегрирования», а с точки зрения заявленного «повышения» не менее абсурдна как некая цель, к которой мы должны стремиться.
Сегодняшняя «эффективность» проектирования и строительства в РФ считается положительной для всех, кроме частных инвесторов.
С позиции реализации госбюджетных воплощений конкурсных смет на лицевые счета персон далеких от измерений и проектирования – система сегодня, самая, что ни на есть эффективная.
Хотелось бы прежде утверждения и запуска в жизнь «эффективности измерений» поинтересоваться на предмет перспективности модели эффективности.
Уж ежели нынешняя «эффективность» стала нехороша наверху, при уровне наонотехнологий достигшем 60%, то какая будет эффективной после принятия нового закона?
О роли «нанотехнологий» в «модернизации»
В Российской федерации, лишившей себя всех стандартов СССР одномоментно в лихие 90-е, одной из ключевых причин всех правовых коллизий и сопутствующего им беспредела является нестрогая терминология.
В нынешнем правовом поле, результат «сколько будет семью восемь» зависит от формы хозяйственной операции «купля или продажа»
Такая практика иногда создаёт общественные затруднения в понимании
друг - друга.
Было бы нелишним сопровождать все законодательные новации глоссарием в форме представления ключевых терминов документа и их толкованием. Это будет во многом полезно и тем, кто пишет и тем, кому на себе тащить в будущем бремя великих намерений.
В качестве первого и важнейшего терминологического определения считаю необходимым узаконить понятие «нанотехнологий»
Бытующее мнение о том, что понятие «нанотехнологии» введено в России для обозначения всего, что требует гаечного ключа меньше чем на 24, не совсем верно.
Возьму на себя инициативу более верного определения понятия через его основные своства .
Нанотехнологии имеют в основе два ключевых корня: «на» и «но». Вводя в экономику на-но принципы, государство практически узаконило, что «на» является брутто ценой проекта, причитающейся выгодообладателю (победителю конкурса).
А, соответственно, «но» и есть тот косинус угла наклона линии мечтаний, приводящий прилежащее исполнение гипотенузы намерений к размерам реального катета обретения.
Выражение - нанотехнологии уровня 60% означает, что рассчитывать следует не менее чем на 40% покрытие сметной стоимости затрат. Остальное надо вернуть.
О единстве терминологии
Предлагаю коллегам поучаствовать в создании нового терминологического уложения понятий и правил в форме открытого делового глоссария ГИС сообщества на сайте уважаемой ассоциации. Это должно помочь созданию единого языка меж специалистами и государством.
И поскольку «эффективность измерений», поставлена концепцией во главу ценностей модернизации, предлагаю коллегам дать своё видение «эффективности» с учетом базовой тенденции общества нанотехнологий.
В утвержденной концепции представлено много терминов, требующих однозначного толкования. Некоторая часть инновационных понятий достойна цитирования с комментариями:
- «институциональные преобразования в рассматриваемой сфере»;
Университеционные и академизменные, тоже будут неплохо смотреться в наукообразии. Ряд видных ученых сегодня ратует за введение понятия «неогеографии», которая, якобы отвергает все проблемы связанные с проекциями и координатными системами отображения географических объектов. Но вся земная ширь в их средствах отображения проецируется на экраны компьютеров, что без применения правил проекций невозможно. На замечание, о том, что это противоречит самому определению неогеографии откровением было: Науки не могут рассчитывать на инвестиции, если не будут порождать новых терминов и направлений.
Если «институциональность» тоже из разряда просить денег на неопределенное наукообразие, то вопрос снят.
- «используемые подходы к геодезической и картографической деятельности»;
а также, (в равной степени) отходы, фиксация позы, упражнения на брусьях, коне и бревне вряд ли из области интеллектуальной производственной деятельности. Подходы важнейший атрибут действия на фуршетах и в министерстве спорта. А в нашей деятельности важны стандарты, методики, принципы, нормативы и рекомендации.
- «эффективности геодезического и картографического обеспечения»;
как минимум, нобелевская премия в экономике за сочетание слов
- «муниципальных банков координат пунктов государственной геодезической сети и специальных сетей»;
Необходимо узаконить в этом аспекте понятия кредитования координатами, маржи, и дебиторской задолженности от невязок. Авторам было бы нелишне поднять свой уровень грамотности до общепринятой аббревиатуры СУБД, ибо с появлением в нашей стране банковской системы, данные стали хранить в базах, а в банках деньги и иные ценности.
- «внедрение глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (система ГЛОНАСС) во все сферы экономики Российской Федерации »
Невозможно стало мириться с существующей недоохваченностью системой ГЛОНАСС черной и цветной металлургии, медицины, спорта, культуры, налогов и пенсионного фонда, банковской деятельности, демографии, пищевой промышленности и искусства.
К 2020му году это постыдное прозябание перечисленных сфер экономики, будет успешно поднято на невиданный миру уровень.
- «высокоточнаягеоцентрическая система координат Российской Федерации»
Предусматривает существование, как минимум, глобуса Российской федерации, и международной системы московского времени)
Создание и развитие высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации – нонсенс.
Геоцентрическая система только тогда имеет пользу, если она одна для всей планеты (гео).
Все инициативы, связанные с действиями по созданию «государственной геоцентрической системы РФ» нужно выкинуть из текста.
Мы или принимаем единство координат и времени на земле в международной системе земной относимости, имеющей на сегодня наилучшие параметры точности и режимы мониторинга, или изобретаем вторую землю внутри всеобщей.
Вопрос этот, скорее политический, чем из области здравомыслия.
Если над Россией еще довлеет доктрина мировой революции, и создания всеобщего мироустройства по законам и нормам, только одним нам известным, то ни о какой ITRS, и говорить не стоит.
Во всех иных случаях без интеграции в мировую основу единства координат, времени и пространственных данных, без признания легитимными параметров отношений наших различных систем к ITRF нам не обойтись.
Держать эти параметры закрытыми, или устанавливать платными через ограниченный доступ, опосредованный чиновниками Росреестра в виде УГК, по пользе можно сравнить лишь с тарификацией доступа к теореме Пифагора.
Соглашением от 2002 года Рокосмос и НАСА признали перспективным курс на интеграцию систем ГЛОНАСС и GPS. Если этот документ утратил свою силу, и мы живем в эпоху новой доктрины отношений с ведущей мировой системой мерных отношений жителей земли, то об этом надо, хотя бы, поставить народ в известность, и объявить систему World Geodetic неправильной, порочной и вредной системой.
« создание федеральной спутниковой дифференциальной сети геодезических станций исервисов предоставления дифференциальной информации »;
Спутниковая сеть геодезических станций – явление само по себе дифференциальное (отличное от других) так как не имеет мировых аналогов даже в намерениях создания.
Еще ни одна прогрессивная космонавтика так не «бороздит просторы», чтобы размещать на орбите геодезические пункты (станции). Хотелось бы увидеть и первого на планете потребителя дифференциальной информации. Желающих получить коррекцию позиционирования на основе вышеуказанной информации гораздо больше.
Дифференциальной она будет или PPP, право выбора потребителя в зависимости от допуска точности измерений.
Всем встать в строй потребителей дифференциальной информации приказать могут только в нашей стране.
- «исключение дублирования при размещении спутниковых дифференциальных станций, аналогичных по точности уже существующим на данной территории»
Потрясающее намерение. Заявляя главной ценностью инноваций «повышение эффективности», авторы намеренно опускают понятие производительности в стратегии размещения станций приема спутниковых сигналов.
Да будет известно, что при равных показателях точности спутниковых приемников и программного обеспечения разных производителей, получить сантиметр точности можно за очень разное время. От шести часов, рекомендованных инструкцией, основанной на приемниках Leica выпуска 1994 года, до нескольких секунд современными приемниками иных производителей. О том, что технологии дифференциальной коррекции измерений наилучшим образом адаптированы внутри одного бренда, наши чиновники делают вид, что не слышали. Специальные команды добавляются творческими коллективами разработчиков в протоколы модемов для обеспечения устойчивого приема поправок реального времени, таким образом, чтобы и максимальная производительность метода обеспечивалась в пределах аппаратуры собственного бренда. Имея в регионе сеть станций одного производителя, мы получаем «застолбленные» права на рынок потребителей его изделий. Это подтверждается всеми, кто уже имел удовольствие соединять в RTK свои предпочтения роверов от установленных за государевы деньги станций милых сердцам чиновников зарубежных производителей.
Программ, обслуживающих базовые станции и потребителей разных производителей оборудования по сигналам ГЛОНАСС в России не создавалось, и нет в ближайшей перспективе. А по сигналам GPS работы в реальном времени устойчиво обеспечиваются только в пределах одного бренда. Это часть стратегии рынка производителей. Противопоставить технологическому лоббизму и монополизации можно только стандарты и требования инфраструктуры распространения коррекции. А, не имея для этого, собственных программных решений, мы будем вынуждены выбросить ранее приобретенные пользователями, надежные средства измерений, в соответствии с лоббистской стратегией концепцией на содействие сбыту железа тех, кто уже застолбил территории нанотехнологичными станциями, согласованными с «заинтересованными лицами» не из народа.
Предполагаемый результат инновации достоин Нобелевки по экономике. Производительность снизится, а эффективность возрастет.
- «совместимости пространственных данных в местной системе координат при обеспечении юридически значимых действий»
Может, кто растолкует, критерии значимости.
Смею предположить, что примером юридически незначимых действий является общественные обсуждения подобных законодательных инициатив. Их не оценить, ни аршином померить.
- «пересмотр ограничений на использование пунктов космической геодезической сети Министерства обороны Российской Федерации»
Особо ценное направление. Если у Минобороны есть в космосе пункты геодезической сети, то наверное, ему видней. Гражданские потребители использования таких пунктов мне неведомы. Если данное министерство ограничивает в использовании этих пунктов даже само себя – этот пункт его внутреннего устава взаимоотношений вне юрисдикции Минэкономразвития.
Польза человечеству от деяний имеющих выражения: «пересмотр», «принятие мер», «рассмотрение», «согласование» и им подобных равно нулю всегда. По умолчанию. Это общепринятая советская практика обозначать намерение бездействия фондоёмкой словесной формой несовершенного действия.
Можно принимать меры по строительству дорог и жилья вечно. И это основа всех предвыборных обещаний. А можно строить дома и дороги. Или не строить, что сразу явно и выпукло. Но, приняв меры по строительству, и не построив, имеем положительную отчетность и целевое расходование бюджета.
Пересмотр ограничений в области гостайны на точные геодезические данные и описания объектов не сулит ровным счетом ничего.
Не было такого года, в котором бы С.Б. Иванов не обещал «принять меры к отмене или пересмотру всех ограничений уже в этом году». За истекшее десятилетие, «этот» год так и не наступил, хотя бюджетов на «мероприятия по пересмотру» списанных хватило бы на новый ГЛОНАСС в полном объеме.
Что подразумевалось в концепции по этой части – оставлено секретным даже в самом намерении.
- «создание сети открытых пунктов слежения системы ГЛОНАСС, находящихся в пользовании различных федеральных органов исполнительной власти и научных организаций»;
До такого уровня демократии GPS далеко. Представляю себе паритетный долевой НИИ имени губернатора Чукотки, в котором можно свободно и открыто следить за спутниками ГЛОНАСС. И сеть таких институтов будет организована по всей России. И вероятно будет это прекрасным, поскольку нигде кроме таких «открытых» мест, ГЛОНАСС отслеживать, для остальных, станет невозможно или незаконно.
А все троллейбусы, трамваи, мусоровозы, и передвижные урны выборов, оснащенные сегодня навигационными приемниками должны отойти в собственность новообразованных НИИ.
Оно и правильно. Открытость, так открытость.
«пересмотр ограничений на координаты пунктов государственных геодезических и нивелирных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации»
Терминологическая ценность и культурное наследие пересмотра была рассмотрена выше.
Здесь особенно инновационен аспект ограничений на координаты.
Планета Земля ограничена геоцентрическими координатами широты величиной 90 градусов с плюсом и минусом, а по долготе простирается от нуля до 360 градусов.
Если с высотой не поспоришь, её границы можно пересмотреть, уйдя в бескрайний космос, то, как намереваются снять ограничения на предельные величины широт и долгот. Неужто, в недрах Минэкономразвития вызрел эллипсоид вращения, имеющий по большой полуоси полное обращение более 2х ПИ? И наконец-то узаконится прямой угол широты полюсов равным кипятку в 100 градусов? А может, и погораздовее выступим, дадим косинус равным пяти?
Дух захватывает от того, в какое будущее нас ведут такие перспективы!
- «инвентаризация и сокращение количества местных систем координат»
Любопытная перспектива. Тому, кто это предначертал, следует расширить свой кругозор до осознания хотя бы того, что город Москва использует в топографии дежурной карты 500го масштаба местную систему координат. А метрострой того же города обходится собственной местной системой. Также нелишне будет просветить «сократителей» на предмет специфики координатных основ объектов строительства, традиционно ведущих сопровождение объектов по строительной сетке, которая и есть местная система. Единовременный кавалерийский наскок в область уничтожения наследия таких систем повергнет экономику в хаос. Да и межевание на территории муниципальных образований в 90% случаев ведется в местных системах. Следовало бы дать более расширенное толкование намерению сократить.
Иное дело провести комплекс измерений современными спутниковыми средствами геодезии, и установить параметры связи местных систем координат с единой геоцентрической. Да еще и в процессе измерений выявить пункты, имеющие недопустимые искажения значений, обусловленные историческими ошибками наблюдений и уравнивания. И предоставив всему сообществу геодезистов и картографов, установленные параметры связи в открытом режиме использования, перестав их называть военным термином «ключи». Можно было бы решить сразу две насущные проблемы: создать математическую основу преемственности систем координат различных средств измерений, и повысить точность планово-высотной основы градостроительства и межевания.
Эта работа пока еще не имеет методической основы. И проблематика перехода к пространственным описаниям объектов колоссальна. Здесь нет решения в кулуарном или келейном принципе, путем раздачи конкурсных преференций отдельным, пусть даже очень успешным компаниям в праве разработки методик для всех. Вопрос настолько серьезен, что требует совета экспертного профессионального уровня. Сломать будет просто. Восстановить невозможно.
«изучения фигуры Земли и ее внешнего гравитационного поля, определения разностей высот и наклонов среднеуровенной поверхности морей и океанов, омывающих территорию страны, а также для изучения современных вертикальных движений земной поверхности, сейсмического районирования территории страны»;
Вырвано из контекста, который составлен в возможности прочтения с разбегу, разве что, чемпионом мира в тройном прыжке.
Отсутствие культуры разделения предложений в нормативных документах по отдельным тезисам – добрая традиция военного подхода к созданию проблем на смешении несмешиваемого и запихивании незапихуемого.
Приведенный фрагмент – классический пример предсказуемого уставного порядка развития событий в неотъемлемых стадиях:
Запугивание, запутывание, наказание невиновных, награждение неучаствующих.
Вряд ли сулит какой-либо пользе наукам о земле представленный клубок словосочетаний, кроме одной. Мудрёно закручено, дайте денег, отчитаемся на загляденье.
Определение разностей высот наклонов среднеуровенной поверхности морей и океанов было в свое время компенсировано великим русским ученым Ф.Н. Крассовским, который предложил в качестве поверхности редуцирования отечественной картографии эллипсоид, совпадающий со среднеуровенными значениями вышеозначенной гидрографии.
На нем мы и построили, и сети государевы в каталогах координатных систем геодезической, и топоцентрической. На нем и реализовали проекцию Гаусса-Крюгера для картографических изображений.
Для регистрации современных движений земной коры, нет никакой необходимости в творческом наследии Крассовского и Гаусса-Крюгера. Движения никто в мире не регистрирует в координатах отличных от общеземных. А общеземные системы относимости никак не интересуют среднеуровенные поверхности наших морей и океанов. Приливные и неприливные вариации сил тяжести не имеют географической обусловленности омыванием территории РФ, а учитывают планету Земля, как единое тело. К слову сказать, и движения земной коры давно определены мировой наукой в пространственных векторах, не ограниченных только вертикальными компонентами.
Прежде чем такое писать, и утверждать федеральной стратегией, стоит иногда читать издания современной периодики в области наук о земле и не только на нашем родном языке.
«разработку навигационно-геодезической аппаратуры потребителя, обеспечивающей прием и обработку сигналов систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации»
Опять предусматривается силами государственных предприятий.
Чем насолила концепции будущая Китайская система Biedou, способная обогнать все вышеуказанные к 2014 году по составу группировки и качеству позиционирования, нам неизвестно. Видимо и тут политические ограничения имели место.
Интересно, а кого еще не убедило провальное государственное управление производством геодезической аппаратуры последних 20ти лет?
Сколько раз нужно наступить на грабли неэффективности и неконкурентоспособности отечественных федеральных производств измерительной аппаратуры? Положительное решение в области государственного производства средств измерений возможно только одно – полный запрет импорта зарубежных систем измерений, выпускаемых там частными предприятиями. Видимо это и есть главная цель декларации.
«участие в разработке международных стандартов в указанной сфере, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой»
Без гармонизации и комплексирования сегодня не обходится ни один план грандиозных свершений.
Охотно поверю в добрые и полезные намерения, и возможные положительные результаты этих глаголов, если увижу их толкование теми, кто так им привержен.
И если найдутся в толковании более простые, и понятные действия, то зачем плодить пафос наукообразия там, где стандарты отсутствуют.
В современном метрологическом беспределе, убитых Ростехрегулирующим законодательством стандартов, гармонизация может пониматься только буквально. В качестве музыкального сопровождения похоронной процессии единства измерений.
А комплексирование – стабильная форма стресса профессионального сообщества на подобные инновации.
О сетях, классах точности и структурности
Ранее признанная система деления пунктов на классы и разряды была исторически обусловлена двумя факторами:
- различной точностью измерений во времени и пространстве;
- геометрической обусловленностью построений развития сетей на земле.
Имея сегодня в качестве средства развития сети спутниковые методы, мы выходим из ограничений разной точности зависящих от расстояний меж пунктами, и второго ограничения – взаимной видимости и строгости геометрии наземных построений.
Миллиметр достижим как в малых (первые метры), так и больших (тысячи километров) геометрических построениях на земле.
Логичным было бы модернизировать саму методологию создания и реконструкции сетей, требования к их качеству исходя из современных аппаратно-программных возможностей.
Результатом реконструкции на основе новых измерений пунктов плановых и высотных сетей 1-4 классов, (в прежней классификации ) доступных спутниковым измерениям, следует установить для них единую абсолютную точность, полученную из непосредственных спутниковых определений.
Относительные точности целесообразно оставить в нормативах исключительно для оценки классических методов геодезии, в качестве системы контроля качества.
Требования к точности координат и высот пунктов сетей нужно дать едиными и абсолютными (сантиметр или миллиметр).
В соответствии с абсолютными точностями новых определений создавать и вести реестр пунктов плановой и высотной основы.
Оценивать точность пространственных положений пунктов сетей следует по геоцентрическим координатам определений относительно единой мировой геоцентрической системы координат.
Сведения о координатах и высотах пунктов целесообразно, и технически возможно, хранить в современной СУБД, учитывающей ковариационные матрицы решений этих пунктов в различных построениях от разных систем измерений. Обеспечение сведений о пространственных координатах пунктов геосетей векторами современных движений земной коры сегодня возможно даже без выполнения на пунктах регулярных наблюдений. Базовые вектора прогнозируемых тенденций смещений рассчитывают серверы ряда университетов мира в открытом доступе.
Это и может стать реальной точностью пунктов, а не усредненной для лучшего соответствия отчетам сдельно выполненных работ из геометрии ходов и треугольников.
Доступность координатного обеспечения потребителям, должна предусматривать и сведения о связях данного пункта геометрическими условиями с соседними в виде (векторов, ковариационных матриц, углов, расстояний, превышений, значений силы тяжести, уклонений отвесной линии).
Ведение фонда данных в составе документированных исходных величин и оценки точности позиционирования, куда более ответственно, и метрологически верно, чем безответственные выписки из каталогов, производимые инспекторами ТИГГН, еще способными различать «Балтику» №7 от №3, но не высотных системах Балтики 72-го года от 77-го.
О приоритетах в реализации
Представленная в главе III последовательность реализации концепции, возможно расставит сроки и приоритеты в иной календарной последовательности, которая определяет права и свободы профессионального сообщества в формировании саморегулируемых организаций на последней стадии ближе к 20-му году.
Сегодняшние формы СРО, быстро возникшие на почве разброда в мыслях власти о судьбах, и ценности геодезии картографии, выполняют только одну функцию – добровольную форму отъема денег у трудоспособного населения, без каких-либо гарантий качества лицензиатов и тестирования их профпригодности.
К 2020-му году при такой организации «печатного дела» в области индульгенций на право мерить что попало, чем попало и сдавать, как попало, страна наша вряд ли доживет.
И уж если мы сможем в означенный интервал, что-либо запроектировать и построить, то это будут мировые рекорды затратности, вне всяческих сомнений.
В завершение рассмотрения «грандиоза стремлений», прошу простить меня коллег картографов, за неуделённое им внимание аналитике этого направления отрасли. Не будучи большим специалистом в картографии, сегодня нельзя быть дилетантом в ГИС технологиях. Концепция в этом направлении имеет не меньше проблем в понимании значимости современных средств регистрации данных о земле, и принципах создания фондов на основе распределенных баз геоинформации.
Судя по базовым постулатам предрекаемого развития картографии – основным по прежнему будет начертательная культура условных знаков, использующая компьютерные технологии не более чем инструмент заменяющий перо и кривоножку, вместо средства ведения актуализации и аналитики данных о географических объектах.
автор: C. Миронов
О том чего нет в концепции и должно быть в законе
Важнейшей задачей отрасли геодезии и картографии является обеспечение граждан России и других государств точными, актуальными и достоверными картографическими материалами и геодезическими данными для:
- - обеспечения единства мерной основы общественных отношений;
- - государственного управления;
- - обороны и безопасности;
- - территориального развития;
- - рационального управления природными ресурсами;
- - регистрации и гарантии прав собственности;
- - инженерных изысканий для проектирования и строительства;
- - сохранения и улучшения среды окружающей среды,
- - развития фундаментальных и прикладных наук о Земле;
- - безопасной навигации;
- - образования в области естественных наук;
- - международного сотрудничества;
- - сохранения исторического и культурного наследия;
Цели развития отрасли геодезии и картографии:
- - создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской федерации в области реализации их профессиональных знаний и навыков в картографической и геодезической деятельности;
- - создание эффективной экономики Российской Федерации путем модернизации системы геодезического обеспечения и внедрения технологий геодезических измерений;
- - создание актуальных, достоверных и доступных карт и планов для всех потребителей;
- - создание условий для свободной инициативы граждан в области осуществления картографо-геодезической деятельности для обеспечения государственных, муниципальных, ведомственных и частных задач, использующих результаты такой деятельности;
- - создание нормативной и правовой основ для внедрения инновационных технологий в области средств измерений и интерпретации данных;
- - создание и мониторинг отраслевых стандартов точности измерений, содержания и качества картографических и топографических материалов.
- - создание и развитие инфраструктуры пространственных данных, включающей в себя новые принципы и нормы регулирования качества деятельности.
- - создание и развитие массовых услуг предоставления картографо-геодезической информации с использованием современных средств коммуникаций для обеспечения публичного доступа к данным в режимах близких к реальному времени.
- - создание современных баз знаний о Земле и географических объектах на основе мерной информации, отвечающей требованиям точности, достоверности и актуальности, способной развиваться на основе участия общества в её реализации.
- - мониторинг достаточности текущего обеспечения картографо-геодезическими данными территорий. Стратегическое планирование развития отрасли.
- - снятие ограничений на доступ к пространственным данным, противоречащих международным нормам и правам.