Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Гидротехническое сооружения Российской империи

Один из крупнейших проектов прошлого

Эпоха Петра первого насчитывает немало масштабных строительных и инфраструктурных проектов. Один из них - Ладожский канал.
Доставлять груз разного назначения водным путем в новообразованные города (Питер и Кронштадт) оказалось непросто: суда в районе Ладожского озера часто терпели крушения. Согласно документам того времени, ненастье настигало чуть ли не каждое третье судно на Ладоге. В 1718 году в одном из указов Петра I говорилось, что «сим летом с тысячу судов пропало».
Именно поэтому и возникла идея альтернативного пути. Согласно разработанному проекту, длина судоходного канала должна была составить около 100 км, при ширине от 20 до 25 метров и глубине 2,13 м (такая глубина была определана как - 1 сажень) ниже уровня Ладожского озера.
Работы начались весной 1719 года. Орудовали кирками да лопатами. За сооружение канала отвечал обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев, ему помогало два немецких инженера. По плану завершить проект должны были через два года. Однако стройка шла медленно. Частые инженерные просчеты давали о себе знать. Работы были организованы не лучшим образом, из-за чего гибло много людей. Обещанные жалования вольнонаемные получали с задержками.
В 1721 году стало понятно, что работы далеки от завершения. Те, кому было поручено руководить реализацией проекта, не только не выполнили план, но и израсходовали все средства, выделенные из казны. Причем часть суммы ушла в неизвестном направлении. Все виновные были наказаны (обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев разжалован в рядовые), однако проект требовал довершения.
Руководить строительством Петр пригласил немецкого инженера Бурхарда Мюнниха (в будущем он станет генерал-фельдмаршалом российской армии и будет известен под именем Христофор Антонович Минних). Он значительно скорректировал проект. Изначально Ладожский канал предусматривался безшлюзным, однако Минних включил шлюзы в план (с обоих концов канала) для выравнивания уровня воды в бассейнах. Также были предусмотрены водоспуски, плотины и водохранилища.
Строительство пошло организованно только с 1723 года и уже 1730-му проект был закончен.
После торжественного открытия в мае 1731 года по каналу стали курсировать грузовые суда.
Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века.
Прослужил он относительно недолго: из-за сильной засухи 1826 года канал сильно обмелел, и судоходство по нему стало невозможным. Проекты его реконструкции не получили одобрения. Вместо этого во второй половине XIX века параллельно старому был построен новый канал.
С середины восемнаджцатого века, для экономического развития страны первоочередное значение столо иметь железнодорожное сообщение ... и данное гидротехническое сооружения стало ненужным.

Сейчас ...

© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту