Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Древнегреческий стиль

Постройки спроектированные в древнегреческом архитектурном стиле.

Многим архитекторам так полюбились классические древнегреческие постройки,— Парфенон, Эрехтейон, храм Зевса — что они не раз пытались повторить эти образы спустя несколько столетий. Такой стиль называется “неогрек”, он зародился в эпоху классицизма XVIII – начала XIX веков (в европейской терминологии некоторые постройки относят к неоклассицизму). В зависимости от того, в какой эпохе проектировались здания, в проектах можно разглядеть черты и других стилей — модерна, неоклассики, но неизменная основа у архитектуры неогрек одна — стремление к античным греческим формам.
 
Вальхалла, Регенсбург
Архитектора Лео фон Кленца, яркого представителя классицизма XIX века, называют основателем стиля неогрек — он превратил Мюнхен в "Новые Афины", а на его счету десятки построек в разных городах по всему миру (в том числе проект Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге). Когда в начале XIX века принц (а спустя 18 лет — король) Людвиг I принял решение построить Вальхаллу — Зал Славы для великих представителей Германии — неудивительно, что он обратился именно к Лео фон Кленцу. Обычно здание сначала строят, а уже потом занимаются его интерьером, но здесь все было ровно наоборот: лишь только после того, как скульпторы вырезали 60 бюстов, Людвиг начал присматривать место для возведения Зала Славы — выбор пал на берег Дуная рядом с Регенсбургом.
Композиция Вальхаллы очень напоминает Парфенон — по периметру здания установлены массивные колонны, немного сужающиеся кверху и украшенные вертикальными желобками. В углублениях фронтона вырезаны скульптуры: на северном фризе — изображения германских государств, а на южном — сцены сражений. Здание строилось 12 лет — на момент открытия в Вальхалле было представлено 96 бюстов и 64 мемориальные доски. При Людовиге I главным критерием для включения в Зал Славы была принадлежность к германской культуре. Сейчас же есть только одно условие — человек, чей бюст предлагается разместить в Вальхалле, должен умереть более двадцати лет назад. Кандидатов отбирает правительство Баварии.
 
Мемориал Линкольна, Вашингтон
Одна из самых известных достопримечательностей Америки тоже выполнена в неогреческом стиле. В 1867 году Конгресс решил возвести масштабный мемориал 16-ому президенту США. Реализацию проекта окладывали три раза, и строительство началось только в 1914 году. Мемориал, спроектированный Генри Бэконом, изначально не одобряли — комиссии казалось, что огромный памятник в виде древнегреческого храма — это слишком пафосно, к тому же земля в парке "Западный Потомак" достаточно болотистая и на ней сложно возвести такое масштабное сооружение. Но всё-таки план был утверждён.
Мемориал высотой тридцать шесть метров построен из известняка и мрамора. Колонны, установленные по периметру, слегка наклонены внутрь сооружения — это частый прием в древнегреческой архитектуре, который предотвращает искажение перспективы. Тридцать шесть колонн символизируют количество штатов, которые объединились на момент смерти Линкольна. Шестиметровая статуя президента (175 тонн чистого мрамора) — работа скульптора Даниэля Френча.
 
Усадьба Шаховских, Москва
В стиле "неогрек" чаще всего возводят монументальные постройки — национальные музеи (например, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), библиотеки, мемориалы, в основе которых лежит архитектура Парфенона и похожих дорических периптеров. Но в Москве этот стиль прижился и в обычных небольших усадьбах, которые строились на мотив Эрехтейона — его сложную композицию легче всего адаптировать для небольших жилых построек.
Яркий пример — особняк князя Шаховского на Моховой улице. В 1868 году архитектор Александр Каминский полностью обновил усадьбу в стиле ампир: он объединил главный дом и флигели, добавил четырехколонный портик с колоннами ионического ордера, а фасад украсил декором, как на древнегреческих постройках. Сейчас здание занимает центр восточной литературы РГБ.
 
Британский музей, Лондон
Строительство Британского музея по проекту архитектора Роберта Смерка шло больше тридцати лет. Главная особенность сооружения — 44 ионические колонны на южном фасаде, вдохновленные древним храмом Афины в Приене. Фронтон музея строили отдельно в 1850-х годах по проекту сэра Ричарда Уэстмакотта. В первой версии фронтона были скульптуры-"цифры", которые должны были символизировать "прогресс цивилизации".
Но архитектор нашел другой способ выразить "прогресс" на фасаде: в левом углу он изобразил "выползающего невежу". По сюжету, "невежа" знакомится с основными науками — Архитектурой, Скульптурой, Живописью, Наукой, Геометрией, Драмой, Музыкой и Поэзией, и в конце преображается в культурного образованного человека. В 1857 году в музее был возведен Большой двор с Круглым читальным залом, а в 2000 году архитектор Норман Фостер возвел стеклянную крышу над Внутренним двором и немного изменил планировку музея.
 
Венский Парламент, Вена
Здание, в котором сейчас заседают Национальный и Федеральный советы парламента Австрии, было построено по проекту архитектора Теофиля фон Хансена в лучших традициях стиля неогрек. Вдохновленный выставочным залом "Заппион" в Афинах, архитектор попытался добавить в экстерьер Парламента как можно больше отсылок к античным постройкам: даже строительный материал — австрийский мрамор — фон Хансен выбрал потому, что это делает здание максимально похожим на древнегреческое. В первом эскизе фон Хансена была витрина с позолоченными капителями и фризами, но бюджет строительства не потянул такой дизайн. Главный вход Парламента украшают колонны коринфского ордера, а крышу — восемь квадриг (символ богини Ники) из бронзы.
В архитектуре Парламента много символов: на здании и рядом с ним расставлены скульптуры, олицетворяющие известных деятелей и человеческие качества. Но главная достопримечательность парламента — это статуя Афины, созданная скульпторами Карлом Кундманом, Йозефом Таутенхайном и Хуго Хердтлем. В ногах у Афины в позолоченной эгиде и шлеме сидят две женские скульптуры — законодательная и исполнительная власть.
 
Капитолий, Алабама
Первый вариант алабамского Капитолия по проекту Стивена Баттона сгорел в 1849 году всего через два дня после окончания строительства. Проектировать новое здание позвали не архитектора, а инженера — Барачиаса Холта. Он взял за основу предыдущую композицию здания, но добавил в нее больше древнегреческих деталей и немного элементов бозара. Холт убрал фронтон над парадным портиком и изменил расположение колонн коринфского ордера.
Заказчики и общественность остались довольны новой архитектурой здания, но массивные черные часы на куполе не одобрили — до сих пор архитекторы называют их слишком "неуместными". С тех пор здание постоянно меняется, реставрируется, появляются новые пристройки. В 1906 и 1912 годах к основному корпусу добавили два дополнительных крыла с декоративными ионическими колоннами по проекту архитектора Фрэнка Локвуда. В 1960 году Капитолий получил статус исторического памятника.
 
Церковь Святого Панкратия, Лондон
В основу Церкови Святого Панкратия легло сразу два античных творения: Эрехтейон и Башня Ветров в Афинах. Церковь из кирпича облицована камнем, а вся внешняя отделка, включая капители колонн, выполнена из терракоты. Чтобы постройка полностью соответствовала древнегреческому стилю, архитектор Генри Инвуд (он работал над проектом вместе со своим отцом Уильямом) специально ездил в Афины за гипсовыми слепками деталей Эрехтейона. Как и древний храм, церковь украшают кариатиды (колонны, в основании которых лежит женская фигура) — разница в том, что каждая скульптура держит потушенный факел или пустой кувшин над входами в усыпальницу. Все статуи сделаны из железа и лишь сверху покрыты терракотой. Архитектура Башни Ветров повторяется в конструкции целых три раза в башне самой церкви — она словно "собрана" из установленного друг на друга античного памятника.
 
Афинская Академия, Афины
Перед тем, как построить знаменитый Венский Парламент Теофил фон Хансен спроектировал "неоклассическую трилогию": она включает в себя Афинский университет, Национальную библиотеку Греции и Афинскую Академию. Архитектор проектировал Академию по типу амфиростиля — греческого храма, на переднем и заднем фасадах которого располагаются по четыре колонны одного ордера (яркий пример — Храм Ники Аптерос на Акрополе). Конечно, фон Хансен подкорректировал древнюю композицию, добавив в нее больше колонн. Как и большинство зданий в стиле неогрек, Академию украшают различные статуи — над ними трудился скульптор Леонид Дросис. Но изюминкой Академии считается статуя Афины, расположенная прямо напротив входа — за нее Дросис получил высшую награду на выставке в Вене в 1872 году.
 
Дворец Бельведер, Петергоф
Дворец расположился на Бабигонском холме, откуда открывается потрясающий вид на парк Петергофа — так и появилось название "Бельведер" (в переводе с итальянского — "вид"). Главный вход в павильон, спроектированный архитектором Андреем Штакеншнейдером, украшают шесть массивных скульптур, дизайн которых архитектор подсмотрел у оригинальных статуэток Древней Греции, и гранитная лестница с четырьмя кариатидами из серого гранита. Эти кариатиды — прямая отсылка к Эрехтейону на Акрополе. Второй этаж Бельведера также спроектирован в стиле античного храма — по периметру он декорирован 28 полированными гранитными ионическими колоннами из белого мрамора. Интерьер Бельведера соответствует архитектуре — мебель специально делали на заказ в "античном" стиле.
 
Бранденбургские ворота, Берлин
Бранденбургские ворота — образец немецкого строгого классицизма — стали первым сооружением в стиле неогрек в Германии. В послевоенный период Бранденбургские ворота считались символом раскола, но сейчас олицетворяют единство и мир для всей Европы. Сооружение стало свидетелем множества военных и политических событий — Наполеон был первым, кто использовал памятник для победного шествия в 1806 году. Так ворота неофициально получили статус берлинской триумфальной арки. Они увенчаны "Квадригой победы" — скульптурой колесницы, которой управляет богиня мира Эйрена.
Это сейчас Бранденбургские ворота — одна из самых известных достопримечательностей Брелина, но когда памятник только открыли, король Фридрих Вильгельм II раскритиковал архитектора Карла Готтхарда Лангганса за нерасторопность (строительство шло три года), а скульптор Готфрид Шадов назвал его неоригинальным. Все потому, что Лангганс проектировал ворота по примеру другого памятника — Пропилей Акрополя.
© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту