Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Необычные дома в Москве

Мы часто рассказываем о самых впечатляющих зданиях мира, но вернемся на родину ... есть и в Москве необычные дома.

Данные объекты достойны внимания. 

Чайный дом

Его фасад украшают драконы, змейки, орнамент — каждая деталь буквально кричит о Востоке. И не даром, ведь внутри продавали настоящий китайский чай. Сооружение принадлежало купцу Сергею Перлову, чайному магнату, который пригласил для строительства своего магазина именитого архитектора Романа Клейна.
Клейн построил здание в стилистике позднего ренессанса, расположив на первом этаже магазин чая, а на втором и третьем — апартаменты хозяина и съемные квартиры. Со временем купец решил разнообразить фасад: сделать его более узнаваемым и обозначить свою связь с китайскими чаеторговцами. Тем более в Москву должен был приехать цинский сановник Ли Хунчжан, на которого Перлову хотелось произвести впечатление. Поэтому проект перестройки поручили мастеру декоративного искусства Карлу Гиппиусу — он закупил материалы для отделки фасада и интерьеров в Китае, надстроил традиционную башенку-пагоду, а также украсил стены восточными элементами декора.  

Особняк Арсения Морозова

Ряд необычных зданий Москвы дом купца Арсения Морозова пополнил еще в 1899 году. Арсений был представителем знатного рода и миллионером, хотя и не принимал участия в семейном текстильном производстве. Участок на Воздвиженке он получил в подарок от матери и захотел построить здесь собственный дом. Денег у него было много, но вкуса значительно меньше. Проект он заказал архитектору Виктору Мазырину: первый вариант особняка в русском стиле купец отверг, но предложил отправиться за вдохновением в совместное путешествие.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех

Это интересное здание, как ни странно, результат реновации. Такой же, что происходит в Москве и сейчас. В конце XIX — начале XX века на Чистопрудном бульваре сносили одно- и двухэтажные сооружения, а на их месте возводили массивные доходные дома с новейшими по тем временами инженерными конструкциями. Этот “Дом со зверями” строили для близлежащей церкви Троицы на Грязех на пожертвования купцов Оловянишниковых. Здесь некоторые квартиры предоставляли нуждающимся прихожанам, а остальные сдавали в аренду. Конструктивно дом максимально простой, но вот в список “Необычные здания Москвы” он попал благодаря своему фасаду, который украсил художник Сергей Вашков. По его эскизам третий и четвертый этажи выложили “ковром” из барельефов, изображающих сказочных зверей, птиц и растения.

Дом авиаторов на Беговой

Странные дома можно найти не только в центре Москвы, а чуть подальше. Например, на Беговой, стоит массивный “Дом на ножках”, или “Дом-сороконожка”, — проект архитектора Андрея Меерсона, мастера создавать “нетиповую архитектуру из типовых элементов”. Сооружение строилось как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако заселили его работники авиационного завода “Знамя Труда”, поэтому постройка также известна в народе как Дом авиаторов. Здание представляет собой четыре высотных панельных дома, стоящих на едином стилобате.

Дом-мастерская Константина Мельникова

В знаменитые дома Москвы невозможно не включить дом-мастерскую Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Это его самая яркая работа, творческий манифест одного из главных архитекторов ХХ века. Он оторвался от всех традиций домостроения и все здесь придумал заново. В архивах есть проект такого же дома, только из трех цилиндров: это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Мельников ставил эксперимент на себе, но, поскольку модуль остался в единственном экземпляре и не повторился, он стал уникальным.

Дом Наркомфина

Дом Наркомфина по проекту Моисея Гинзбурга в 2020 году был открыт после реставрации и стал отличным примером того, как разрушающемуся зданию можно вернуть облик архитектурного шедевра XX века. Сооружение занимает почетное место в списке “Необычные дома в Москве”, потому что аналогов в городе практически нет. Разве что московские дома-коммуны на улице Орджоникидзе и Гоголевском бульваре. Но дом Наркомфина все равно был первым, экспериментальным.
Он задумывался как социально ориентированный элитный дом, в котором вместо квартир были жилъячейки разных типов. Кухни и ванные были предусмотрены не во всех квартирах, и акцент был сделан на общественные функции дома. Изначально сооружение стояло на ножках, но в конце 30-х пространство между ними застроили и в образовавшиеся квартиры тоже поселили людей.

Дом атомщиков

Этот огромный дом строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР, отсюда и символичное название. Интересно, что главный прораб Бабад раньше проектировал только атомные реакторы, поэтому сделал здание сейсмоустойчивым, однако не слишком удобным для жизни. В проекте было много недочетов: например, в некоторых квартирах были стояки, способные перекрыть воду у соседей, кроме того, в здании появились комнаты-пустоты — с окнами, но без входов и выходов. Несмотря на недочеты, дом стал ярким примером советского модернизма — масштаб сооружения поражал. Когда в один конец дома вселялись первые жильцы, второй только строился.

Гараж Госплана

Гараж для автомобилей Госплана — самый поздний из реализованных проектов Мельникова и один из самых известных. Здание, предназначавшееся для автомобилей cотрудников Госплана СССР, выполнено в стиле советского авангарда и соединяет в себе три конструктивные формы: прямоугольник, треугольник и круг. Круглое окно напоминает фару, а вертикальные белые линии фасада — решетку радиатора.

Дом Перцовой

В народе это здание было известно как “Дом-сказка” и принадлежало страстному поклоннику искусства и меценату Петру Перцову. В начале XX века он задумал построить доходный дом для творческой интеллигенции: с жилыми квартирами и мастерскими для художников. Проект выбирали на закрытом конкурсе, в котором победила работа Сергея Малютина (создателя матрешки). Он нарисовал здание в неорусском стиле, в основе которого лежал типовой трехэтажный дом, уже стоявший на участке. По задумке автора, к нему добавили мансарду, оборудованную под студии, а со стороны набережной пристроили четырехэтажный особняк, а также боковой корпус. Фасад украсили керамической мозаикой, а интерьеры — обилием резных деревянных элементов.

Дом-яйцо

Дом в виде яйца Фаберже — один из самых известных примеров архитектуры лужковского периода. Здание построили в 2000–2002 годах по проекту мастерской Сергея Ткаченко, галериста Марата Гельмана и группы “Обледенение архитекторов”. Это четырехэтажное сооружение площадью 342 м² вмещает в себя две спальни с балконами, две кухни, столовую, гостиную, сауну и большую мансарду с потолками, покрытыми художественной росписью в духе ренессанса. Кроме того, здесь есть лифт и подземный гараж. Фасад здания отделан керамической плиткой, а медная крыша оборудована системой, защищающей от наледи.

© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту