Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Понятие о ландшафтной архитектуре и ландшафтном проектировании

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. Оно охватывает широкий круг проблем.
Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств. Она позволяет формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Сфера её деятельности включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.
Термин «ландшафтная архитектура», появился в середине XIX века, в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, и возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города. Гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градо-строительных решений, начиная от постановки здания на участке и кончая созданием крупных планировочных образований – агломераций, межселенных коммуника-ций и т. п.
В настоящее время искусство проектирования культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Только ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства.
Вопросы планирования ландшафтной среды в настоящее время не могут рассматриваться в пределах отдельно взятого города – они должны решаться в рамках складывающихся систем расселения. В этом аспекте возможны следующие варианты планирования городов и природных комплексов:
Если населённый пункт находится в окружении близко от него расположенных в разных направлениях природных элементов, то при осуществлении ландшафтного планирования между этими элементами и населённым пунктом необходимо осуществить равномерно интенсивное развитие связей (дороги, инженерные коммуникации), сопрягающих элементы города с ближайшими элементами природы.
landsh1Рисунок 1. Связи элементов природы, расположенных вблизи города и в разных от него направлениях
В густо населённых регионах возможен вариант, когда вблизи нескольких близко расположенных населённых пунктов имеется один элемент (ядро) природы (рис. 2). В этом случае может применяться схема, позволяющая осуществить интенсивное развитие связей с природным окружением путём деления природного ядра на сферы влияния городов и населённых пунктов. При этом основным и определяющим вопросом планирования является назначение схем связей (дороги, коммуникации) между населёнными пунктами и природными элементами.
landsh2Рисунок 2. Планирование связей элемента природы в окружении городов
В условиях наличия нескольких природных сгустков, неравномерно расположенных и отдалённых от населённых пунктов, обеспечить появление транспортных связей (пучков сбора и распределения) позволяет использование схемы связей, представленной на рис3.
landsh3Рисунок 3. Связи города с несколькими, неравномерно расположенными по отношению к нему, природными элементами
Когда населённые пункты в плане представлены вытянутыми контурными структурами, становится возможным планирование элементов природы с обеспече-нием развития сильного ствола связей вдоль линии контура города с природными ландшафтами – рис. 4.
landsh4Рисунок 4. Связи природного окружения с городом вдоль его контура
Когда вокруг города размещаются отдельными пятнами привлекающие внимание населения, но удалённые от города природные элементы, связи с которыми можно растянуть сплошной или прерывистой полосой, дублировать и неравномерно развить их в зависимости от расстояния до города. Такая схема изображена на рис. 5.
landsh5Рисунок 5. Связи элементов природы, рассеянных и расположенных на значительных расстояниях от города
Во всех случаях реализация представленных схем достигается методами ландшафтной архитектуры, учитывающими:
взаиморасположение города и реки
расположение основного массива застройки по отношению к рельефу как природной доминанте
расположение общественных центров по отношению к внешним открытым пространствам
расположение застройки на территории, непосредственно примыкающей к зе-лёному поясу или водно-зелёному диаметру.

Развитие ландшафтного дизайна

Рациональное оформление ландшафтной планировки называется ландшафтным дизайном. Ландшафтный дизайн формировался и формируется под влиянием культуры человеческого общества. Развитие ландшафтного дизайна за многовековую историю сформировалось в определённые стилевые формы, присущие разным народам. Любое ландшафтное решение обычно связано или с реально увиденным или с фантастическим вымыслом.
Так основой ландшафтного дизайна Древнего Рима были: бассейны строгих геометрических форм, фонтаны, цветы, ухоженные и продуманные посадки самшита, лавра, кипариса, кедра.
Изюминкой ландшафтного дизайна античного стиля был искусственный грот, сформированный из зелёных насаждений, с бассейном и фонтаном.
В настоящее время различают два вида оформления ландшафтной планировки территории. К первому относят классический (регулярный) стиль - здесь всё подчинено законам евклидовой геометрии. Весь ландшафтный дизайн в этом случае подчинён доминанте, которой всегда бывает здание. Характерным элементом такого дизайна является партер, расположенный перед основным зданием и представляю-щий собой сочетание газона, цветников, воды, декоративных элементов, связанных между собой в сложном геометрическом рисунке.
Ко второму типу ландшафтного дизайна относится ландшафтный или пейзажный стиль. Он по своей сути предполагает подражание дикой природе, имитацию её лучших образцов. Прямые линии, симметрия, регулярность и правильность несвойственны этому стилю. Здание не доминирует над ландшафтом и большей частью скрыто в зелени посадок. Вместо ковровых клумб здесь смешиваются холмы и валуны, вместо партерных газонов - открытые поляны и водоёмы. Регулярные ритмичные посадки древесных растений вытеснены разнородными группами и массивами. Здесь не приемлемы прямые дорожки, строгие формы и искусственные материалы, напоминающие о цивилизации. Этот стиль ландшафтного дизайна требует необработанной древесины, валунов, альпийских горок, водопадов и других деталей, встречающихся в природе. Заборы в этом случае делают из бутового камня неправильной формы. Извилистые дорожки делают без бордюров из плит различной величины и конфигурации, между которыми прорастает трава. По краям дорожек лучше всего высаживать кустарник, придающий им вид лесных тропинок.
Основные элементы ландшафтного дизайна делятся на две группы: естественные (газоны и зелёные насаждения) и искусственные (различные элементы мощения). Таким образом, внося в композицию те или иные идеи, создают голландский, английский, японский или китайский сады.

Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры

Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры менялись во времени в зависимости от стадии развития человеческой цивилизации. В ранний период становления человеческой цивилизации ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий, т. е. ландшафтная архитектура носила утилитарный вид. Композиция строилась на максимальном использовании полезных свойств природы, нейтрализации неблагоприятных факторов и подчинялась условиям выращивания насаждений. 
По мере возрастания потребности в гармонизации окружающей среды углублялось осмысление взаимоотношений с природой. Устройство садов становилось неотъемлемой частью образа жизни человека античного мира. Античный сад считался, прежде всего, местом почитания и присутствия богов. Он был насыщен их статуями, атрибутами, священными постройками и алтарями. С религиозным культом были связаны рощи, где возвышались храмы, создавались часовни, гроты. Дальнейшее развитие общества привело к эстетизации природы, абсолютизации эстетических качеств природы. Природа входила в дом в виде живой зелени и пейзажей на стенах, раздвигавших внутреннее пространство дома. Этот стиль получил название пейзажного, или ландшафтного. 
Рост антропогенного воздействия на природу, уничтожение лесов потребовало экологизации ландшафтной архитектуры. В её задачи вошли: борьба с запылённостью и загазованностью, с шумом, подтоплением и т. п. 
Невозможность полноценно воспринимать природные компоненты заставило ландшафтных архитекторов обратить внимание на символическое созерцание и осмысление природы. В этом случае создаваемые композиции отражают элементы природной среды, при соответствующей фантазии наблюдателя, намёком, внешней похожестью. В наибольшей мере это наблюдается в малых садах. 
Эта же причина заставила обратиться и к такому методу как «компенсация» недостающих компонентов в искусственном ландшафте похожими (вода заменяется песком, горы - камнем и т. д.).

Основные ландшафтные компоненты и их изменения в пределах городской среды

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.
Природный ландшафт - значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве. 
В практике градостроительного и ландшафтного проектирования под термином «природный» понимают взаимосвязанные элементы природы, противопоставляемые застройке, инженерно-техническим системам города, в том числе и те, которые имеют антропогенное происхождение (лесопарки, водохранилища, сады, композиции из растительности и камней, газонные покрытия и т. п.). 
Связи город-природа должны рассматриваться как исходная и решающая, а не второстепенная позиция проектирования (после решения селитебных, производственных, транспортных, коммунально-хозяйственных, парадно-репрезентативных вопросов). 
По критерию взаимосвязи с природой города находятся в неодинаковых условиях. Наиболее благоприятные условия для развития взаимосвязей создаются в городахкурортах (Сочи, Кисловодск, Ялта), городахновостройках на залесённых территориях. В небольшом городе отрыв от природы малозаметен: природные факторы входят здесь в повседневный режим его функционирования. В больших и крупных - возникает проблема изоляции центральных районов от природного окружения, которая с ростом их и развитием будет усугубляться. 
Природные условия могут в значительной мере влиять на градостроительные решения, например, при необходимости сохранения всех существующих лесных массивов и водных пространств в условиях недостатка природных ресурсов. Взаимодействие природной среды и города проявляется в эстетическом образе городского ландшафта и его восприятии человеком как комфортного или дискомфортного. 
В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления - лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, вопервых, элементов, изменяющих поверхность земли, сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов. 
Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:
городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие
сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены
ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов
ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных
Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.
 
© 2008 - 2024 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту