Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

Совершенствование порядка проведения входного контроля поступающих материалов в строительстве и оформления его результатов

Входной контроль материалов является первой стадией строительного контроля, от которого зависит все дальнейшее строительство. На данный момент входному контролю часто не уделяется должного внимания, в результате в работе используются материалы, не соответствующие проекту, имеющие явные и скрытые дефекты, без необходимой товаросопроводительной документации. Подрядчик также часто фальсифицирует результаты собственного контроля и пытается допустить в работу такие материалы. Все это происходит от недостатков системы строительного контроля и системы его документального оформления в составе исполнительной документации.
В статье изучен порядок входного контроля поступающих материалов, его процедур и ответственности за проведение. Выявлены коллизии законодательства и стандартов, а также проблематика их практического применения. Произведен анализ форм, состава и характера оформления, а также практики проведения входного контроля. Даны рекомендации по изменению законодательства и стандартов касательно принципов проведения входного контроля, а также форм исполнительной документации.

Результаты исследования
Коллизии терминов и определений
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 384-ФЗ, строительный контроль является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 53 ГрК РФ).
Требования о применении соответствующих материалов в строительстве также указаны в ст. 34 384-ФЗ.
Входной контроль является первой стадией строительного контроля перед операционным и приемочным. Согласно п. 100 приложения 1 ГОСТ 16504-81, «входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции».
В отмененном ГОСТ 24297-87 также использовался термин входного контроля. Однако в ГОСТ 24297-2013, отменившем предыдущий, вместо входного контроля начали использовать термин верификации, который был использован на основании терминов ГОСТ ISO 9000-2011.
Согласно п. 3.8.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «верификация (verification) – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены». Кроме того, согласно п. 3.11.7 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, «контроль (inspection) – определение соответствия установленным требованиям. Если результат контроля показывает соответствие, он может быть использован для целей верификации. Результат контроля может показывать соответствие, или несоответствие, или степень соответствия».
Таким образом, верификация является продолжением контроля, а не его вторым названием. Поэтому здесь возникает конфликт терминологии между ГОСТ 24297-2013 и СП 48.1330.2019, где верификационный контроль означает проверку заказчиком правильности произведенного контроля подрядчиком, что соответствует определению ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Из конфликта терминологии стандартов можно сделать ошибочные выводы, что верификацию поставленной продукции подрядчиком с оформлением необходимого журнала верификации, в соответствии с ГОСТ 24297 2013, обязан выполнять представитель строительного контроля заказчика. В связи с вышеизложенным, для исключения коллизий терминов далее используется термин входного контроля.

Зоны ответственности по входному контролю и порядок его проведения
В соответствии с ч. 3 ст. 34 384-ФЗ и п. 5 ПП РФ № 468, ответственным за входной контроль является лицо, осуществляющее строительство.
Согласно п. 6 ПП РФ № 468, заказчик осуществляет проверку правильности проведенного контроля подрядчиком.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 24297-2013, за верификацию (прим. входной контроль) ответственен персонал с соответствующими полномочиями.
Согласно форме журнала верификации (прим. входного контроля) закупленной продукции приложения А ГОСТ 24297-2013, какая-либо подпись с ответственностью заказчика за входной контроль также не предусмотрена.
Таким образом, входной контроль находится в зоне ответственности подрядчика и является внутренним производственным контролем, а заказчик проверяет лишь правильность его проведения подрядчиком, осуществляя внешний инспекционный контроль.
Необходимо отметить, что на данный момент ответственным за входной контроль, как и за операционный и приемочный, назначен специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 2 ст. 52 и ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ, а также в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации строительства». При этом специалист по организации строительства (главный инженер проекта), согласно требованиям ч. 55.5 ГрК РФ, должен состоять в национальном реестре специалистов НОСТРОЙ.
Порядок проведения входного контроля описан в пп. 7 и 8 ПП РФ № 468.

Планирование входного контроля и состав процедур
Для упорядочения требований и облегчения работы участникам строительства некоторыми ведомствами были разработаны методические материалы и положения для проведения входного контроля, а также о поставках и складировании материалов, как например: «Типовое положение о входном контроле материалов, комплектующих изделий и оборудования на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии», ВСН 212-85, а также положения о поставке продукции производственно-технического назначения и положения о поставках товаров народного потребления.
Необходимо отметить отсутствие эффективной и рабочей системы планирования проверок, в том числе входного контроля. Из трех стадий контроля — только операционный планируется посредством схем операционного контроля качества (далее — СОКК) в составе технологических карт (далее — ТК). И хотя, согласно пп. 5.3-5.9 ГОСТ 24297-2013, должен разрабатываться и согласовываться с заказчиком перечень продукции, подлежащей входному контролю, — на практике данная процедура чаще не исполняется, соответственно, не ставятся приоритеты, и процедуру проходят абсолютно все материалы, а также некоторые другие сопутствующие изделия.
Состав процедур входного контроля описан в ст. 474 ГК РФ. При этом качество товара должно соответствовать положениям ст. 469 ГК РФ.
Ранее, согласно п. 7.4 СНиП 3.01.01-85*, при входном контроле достаточно было проверить материалы внешним осмотром и соответствие их требованиям стандартов и рабочей документации, а также наличие сопроводительной документации. Таким образом, лабораторный контроль являлся чаще дополнительным, который назначался, как правило, для материалов и изделий с отсутствующей сопроводительной документацией, либо при сомнениях в их подлинности, либо при сомнениях касательно качества самих материалов.
Однако на данный момент, согласно СП 48.1330.2019 и п. 6.5 ГОСТ 24297-2013, состав мероприятий по входному контролю более не ограничивается проверкой внешним осмотром и наличия сопроводительной документации, т. е. не установлены минимальные требования мероприятий по входному контролю, и фактически проверяющие могут потребовать, чтобы подрядчик выполнил весь комплекс проверок согласно ГОСТ или ТУ на материал.
Кроме того, изготовитель материала (товара) также должен осуществлять контроль качества, соответственно, сопроводительный документ должен иметь такую отметку.
Практика входного контроля показывает, что чем больше прошло времени от момента прихода материала на площадку до момента оформления входного контроля, тем менее достоверна эта информация и тем выше риски потери сопроводительной документации.

Отсутствие сопроводительной документации
Часто на площадку поступают материалы и изделия без сопроводительной документации, подтверждающей качество, либо отсутствует часть документации. К ней относятся всевозможные сертификаты, паспорта, руководства и инструкции по монтажу и эксплуатации оборудования.
При этом всю товаросопроводительную документацию можно разделить на два типа: документы, выдаваемые органами по сертификации производителю продукции, а также документы, выдаваемые производителем. Кроме того, ПП РФ № 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Продукция должна соответствовать принятым техническим регламентам в соответствии со ст. 23,24 и 25 184-ФЗ.
С поставленной продукцией, кроме сертификата или декларации о соответствии, если их наличие требуется согласно соответствующему перечню сертификации, должен также предоставляться документ о качестве (паспорт), необходимость и состав которого регламентируется ГОСТ или ТУ на конкретную продукцию.
В ст. 464 ГК РФ описан порядок действий в случае, если поставщик не передал сопроводительную документацию, которые дают право отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Также, согласно п. 7.3 ГОСТ 24297-2013, «при поступлении на верификацию (прим. входной контроль) продукции без сопроводительной документации, удостоверяющей ее качество, в отдельных случаях верификация (прим, входной контроль) может быть осуществлена на соответствие действующей НД на данный вид продукции с обязательным оформлением акта о ее фактическом качестве и комплектности с указанием отсутствующих документов».
Аналогичные условия существуют и в и. 14 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству П-7.
Исходя из вышеизложенного, для некоторых материалов можно осуществить входной контроль без сопроводительной документации, подтверждающей качество, и принять ее по количеству, ожидая передачи документов поставщиком, либо осуществить приемку по качеству на основе проведенных лабораторных испытаний. Касательно же оборудования — без комплекта оригиналов документации, к примеру по лифтам, сдать и поставить его на учет будет невозможно.

Оформление входного контроля
Согласно п. 8.1 ГОСТ 24297-2013, подрядчик для регистрации произведенного контроля должен вести журнал верификации (прим. входного контроля). На рисунке 1 представлена форма журнала.
Необходимо отметить, что форма журнала входного контроля, согласно отмененному ГОСТ 24297-87, имела также графы с информацией по рекламациям.
Используются и другие формы журнала. Приложением И СП 48.1330.2019 предусмотрена форма журнала входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов и оборудования. На рисунке 2 представлена форма журнала СП 48.1330.2019.
Также можно разработать собственную форму документа, утвердив ее по организации, как, например, сделала компания АО «Транснефть». На рисунке 3 представлен пример формы 12 журнала входного контроля качества РД 39-0147105-015-98.
Вместе с тем для заказчика основным документом входного контроля является именно журнал, и контролирует он именно те материалы, которые допущены в производство подрядчиком. Остальные акты, рекламации и др. являются по сути внутренними документами подрядчика.
Материалы и ссылки на сопроводительную документацию (паспорта, сертификаты и пр.) необходимо прописывать в графе 3 актов освидетельствования скрытых работ (далее — ОСР), освидетельствования ответственных конструкций (далее — ООК) и освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее -ОУСИТО) по формам РД 11-02-2006, а также в гра-фах некоторых специальных журналов.
Также необходимо отметить, что стандартами не определен порядок проведения входного контроля отдельно для поставок подрядчика и отдельно для поставок заказчика, соответственно, по умолчанию обычно подрядчик производит контроль и того, и другого по одной и той же процедуре.

Дополнительный акт входного контроля
Вместе с тем на строительстве объектов кроме журнала верификации (прим. входного контроля) все чаще можно встретить дополнительные формы актов входного кон-троля с обязательной подписью представителя заказчика. Так, часто для данной цели используют акт о результатах проверки изделий на соответствие технической документации по форме 3.3 ВСН 012-88 ч. II, несмотря на то, что документ является ведомственным для строительства магистральных трубопроводов.
Кроме того, согласно пп. 1.4, 1.6 и 3.1 ВСН 012-88 ч. II, данная форма акта являлась текущей документацией и не предъявлялась приемочным комиссиям в составе исполнительной документации. Также форма предполагалась лишь для контроля наиболее важных изделий, таких как трубы, задвижки и пр. поставки заказчика. Необходимо также отметить, что сама форма являлась рекомендуемой и вместе с тем была довольно непрактичной в применении из-за повторения в ней одних и тех же данных по нескольку раз. В результате исполнители часто допускали ошибки при заполнении документа, а проверяющие, соответственно, их выявляли и предъявляли замечания к оформлению, увеличивая сроки подписания документа.
В СП 392.1325800.2018 данный документ с немного измененным названием «акт результатов входного контроля МТР и оборудования» по форме 2.1 уже стал обязательным для всех материалов по проекту. При этом с неясной целью к подписи специалиста строительного контроля заказчика дополнительно была добавлена подпись застройщика (заказчика). Часто на объекте такой акт применяется вообще без журнала входного контроля ГОСТ 24297-2013, так как подходы к ответственности за контроль с подписанием акта заказчиком и подписанием журнала одним лишь подрядчиком совершенно разные.
Таким образом, процедура выборочного контроля материалов заказчиком превращается во всеобъемлющий охват контролем поступающих материалов и изделий, увеличивая при этом объем работы, что не согласуется с функционалом строительного контроля технического заказчика в соответствии с положениями ПП РФ № 468. Минусом оформления входного контроля актами вме сто или дополнительно к журналу входного контроля является то, что многие проверяющие требуют оформления данных документов не по приходу материалов на весь их объем, а отдельно под конкретный шифр проектной или рабочей документации для удобства проверки. Иногда, как например, для технологических трубопроводов, проверяющие требуют оформления отдельных актов под каждую линию трубопроводов, увеличивая объемы оформления и копий сопроводительных документов в десятки или даже сотни раз. Соответственно, всю эту документацию в нескольких экземплярах требуется подписать, а копии соответствующим образом заверить.
Кроме того, сопроводительные документы обычно не лежат в одной папке (книге) с самого начала и до конца строительства, а постоянно перемещаются с их комплектацией или формированием. Поэтому сослаться в актах ОСР, как это требуется, на конкретную папку с документами входного контроля либо на папку с оригиналами паспортов и сертификатов часто не представляется возможным. Отследить все эти перемещения оригиналов по отдельным актам или нескольким рукописным журналам, а также понять самому или проконтролировать заказчику, сколько всего материала пришло и сколько осталось, занимает неоправданно много времени и ресурсов.
Подрядчика данная схема устраивает, так как он приносит документы на подпись заказчику, который в большинстве случаев смотрит только их и тем самым меньше выходит на проверку материалов на склад.

Доверие заказчика к контролю подрядчика
Согласно пп. 8.1–8.4 ГОСТ 24297-2013, подрядчик должен осуществлять входной контроль и не допускать в производство бракованную продукцию с оформлением всей необходимой документации. Таким образом, со стороны заказчика должна быть некоторая доля доверия к контролю подрядчика, в том числе осуществляемого строительными лабораториями. Однако позиция недобросовестного подрядчика чаще состоит в том, чтобы с помощью подписи представителя строительного контроля заказчика, в том числе на дополнительных актах входного контроля, легализовать поставленные материалы с несоответствующим качеством. То есть под предлогом более строгого контроля подрядчик или отдельные специалисты чаще пытаются разделить ответственность с заказчиком и вместо того, чтобы проводить входной контроль самим, пытаются протащить контрафакт в производство. Часто это срабатывает. Также недобросовестными подрядчиками в большинстве не исполняются положения ГОСТ 24297-2013 по маркировке и изоляции бракованной продукции.
Именно поэтому недобросовестные подрядчики никогда не заинтересованы ни в своевременном ведении строительного контроля, ни в достоверной его фиксации в исполнительной документации.
В связи с вышеизложенным, при соблюдении всех необходимых мероприятий на бумаге доверие заказчика к производимому контролю подрядчиком, как в части входного контроля, так и в части операционного контроля, если таковой вообще имеет место быть, полностью отсутствует.
Существует два варианта решения данной проблемы – проверять все самому, производя входной контроль за подрядчика, в том числе незаинтересованной лабораторией, либо осуществлять выборочные проверки и каждый раз «бить по рукам» таким «художникам», предъявляя претензии к компетенциям лаборатории и отдельных специалистов подрядчика. Второй вариант, ввиду ограничения ресурсов заказчика, представляется более практичным и соответствует действующему законодательству и стандартам.

Контрафакт и фальсификат
Согласно п. 5.1 ГОСТ 24297-2013, «верификацию (прим. входной контроль) закупленной продукции проводят с целью проверки соответствия качества продукции установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции». Можно также добавить – фальсифицированной и контрафактной продукции.
Согласно ст. 1515 ГК РФ, «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
С каждым годом на рынке России появляется все больше некачественных, поддельных строительных материалов. По некоторым оценкам, доля контрафактной и фальсифицированной продукции в некоторых сегментах рынка достигает 50–60 %, что наносит серьезный урон как экономике РФ, так и безопасности построенных зданий и сооружений.
Однако входной контроль является лишь последней стадией проверки, а между выпуском продукции и собственно входным контролем на площадке строительства должно осуществляться множество мероприятий, в том числе на государственном уровне.
Правительством РФ утверждена «Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года», согласно которой обозначены цели, поставлены задачи и должен быть разработан соответствующий комплекс мер. Также стратегией впервые приведен термин фальсифицированной продукции.
Каждый подрядчик в той или иной мере фальсифицировал документацию, скачивал из сети Интернет сертификаты и паспорта, корректировал даты и другие данные в документах, проводил входной контроль на новую поставку с документацией с предыдущих поставок и т. п. Однако необходимо отметить, что проблема входного контроля является более глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Поставка контрафактной продукции поставщиками и тотальная фальсификация поставок подрядчиком связана, в первую очередь, с системой ценообразования.
Дело в том, что когда проектировщики при формировании стоимости позиций, отсутствующих в сметных сборниках, берут данные из прайсов недобросовестных поставщиков, которые торгуют более дешевыми контрафактными материалами, они часто тем самым занижают сметную стоимость, которая используется при формировании сметных расчетов. И далее подрядчик просто не имеет возможности найти требуемый качественный ма-
териал или изделие за стоимость, указанную в сметных расчетах. И уже во вторую очередь проблемой входного контроля можно назвать несовершенство отечественной системы строительного контроля.

Заключение
Низкая эффективность входного контроля является следствием отсутствия, в первую очередь, его планирования. Данный факт не позволяет выставлять приоритеты контроля, а также определять зону ответственности участников строительства за контроль.
Из практики проведения входного контроля можно сделать вывод, что отечественная система качества предполагает многоуровневую проверку материалов с фиксацией товаросопроводительных документов в актах ОСР, что часто фальсифицируется подрядчиком. Оформление отдельных актов с подписью заказчика по результатам входного контроля имеет множество недостатков. Более того, такой подход выгоден недобросовестным подрядчикам, так как позволяет переложить ответственность за поставленные некачественные материалы на заказчика.
Одним из путей решения указанных проблем может стать изучение передового зарубежного опыта в части контроля качества. Однако без внедрения системы отсечения прайсов контрафактной продукции, которые на данный момент используются при разработке проектировщиками сметных расчетов, в принятой системе ценообразования и закупок, а также борьбы с контрафактной продукцией на государственном уровне, проблему качества материалов в принципе невозможно решить. То есть подход ценообразования и экономии средств, в том числе бюджетных, не должен изначально базироваться на данных о некачественной или контрафактной продукции от недобросовестных поставщиков.
© 2008 - 2022 МААП - СРО Проектировщиков. (Сайт для лиц 16+)
г. Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 4, корпус 1
Top.Mail.Ru

Поиск по сайту