Лучше иметь лицензию до 01.01.2010, чем отдать СРО денешку

В ближайшие годы в строительной отрасли параллельно с развитием саморегулируемых отношений должны действовать и лицензионные механизмы. Это довольно распространенное мнение представителей стройиндустрии регионов. В рамках прошедшего недавно совещания руководителей всех региональных подразделений Федерального лицензионного центра эта актуальная проблема обсуждалась с представителями Федеральной антимонопольной службы и Государственной Думы. Согласно новому законодательству (Закон №315 декабрь 2007 года «О саморегулирующих организациях») компаниям, работающим в сфере стройиндустрии, необходимо объединиться в такие организации. К началу 2010 года институт лицензирования в строительной сфере будет отменен. Выдача новых лицензий прекращается 31 декабря нынешнего года. Уже выданные лицензии будут действовать до 1 января 2010 года наряду с допусками, выданными СРО.


Создание саморегулирующих организаций частично сохраняет рычаги государственного регулирования, оставляя в силе механизмы госэкспертизы проектов, госнадзора за строительной деятельностью. Но при этом строительные объединения займутся разработкой собственных нормативов на основе государственных стандартов безопасности строительства. Также разрабатывается перечень видов работ, влияющих на безопасность строительства, осуществлять которые смогут только члены СРО. Такой допуск будет необходим для выполнения работ на технически сложных и уникальных объектах, связанный с повышенной опасностью.

Вместо рычагов административного регулирования в ход идут экономические механизмы. И если сейчас за проведение работ без лицензии нарушителям может грозить общение с правоохранительными органами, нововведения предполагают, что никто не заключит договор с застройщиком, не имеющим необходимого допуска СРО.

Одним из основных аргументов в пользу создания профессиональных объединений - не допустить на строительный рынок «темных лошадок», не способных гарантировать качество строительства и безопасность объектов. Да, безопасность строящихся объектов - это главный козырь.

Однако у многих представителей отечественной индустрии законодательные новации, призванные отрегулировать отношения в рамках строительного бизнеса, вызывают, по меньшей мере, недоумение. А принятый недавно Федеральный закон № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», непосредственно касающийся саморегулирующих организаций, все чаще называют сырым, требующим дополнительной доработки.

Руководитель Федерального лицензионного центра Александр Толкачев считает, что саморегулирующие организации нужны, но в то же время необходимо, чтобы государство более полно участвовало в развитии отечественной строительной отрасли.

Вполне очевидно, что во многих регионах страны стройиндустрия стала своего рода локомотивом экономики. Когда экономические аргументы, самостоятельность ведущей отрасли возьмут верх над административными методами, регионам придется рассчитывать только на свои силы. Хорошо, что крупные города, многие областные центры находятся в стадии интенсивного развития, возводя внушительные объемы жилья, инфраструктуры. Но большинству регионов для того, чтобы осуществить градостроительные программы, необходима помощь - та самая федеральная поддержка. Существуют проблемы, которые можно решить только совместными усилиями бизнеса и власти.

В настоящий период реакция большинства регионов по поводу грядущих перемен - полноценное смятение. Ведь там в строительном бизнесе доля малых и средних предприятий порядка 80%. Многие строители уже обратились с письмами к руководству страны с просьбой сохранить институт лицензирования. В кузбасском городе Кемерове, где строительные дела идут очень успешно, тоже выразили озабоченность ситуацией по отмене лицензирования строительной деятельности, акцентируя внимание на том, что нельзя так поспешно решать столь серьезные вопросы.

Давайте представим, что выпускники строительного вуза году в 2011-м решат создать свою фирму и работать по своей специальности. Это будет непросто. Лицензии отменят. В СРО молодежь, не имеющую надлежащего опыта работы, никто не примет. Правильно, опыт нужен. И профессиональные кадры в строительстве нужны позарез. Правда, у молодых есть шанс идти набираться опыта в крупные строительные компании или непосредственно на стройку. Но о самостоятельном бизнесе не помышлять. Возможно, в этом есть своя суровая правда…

Нет, никто и не говорит, что СРО - это плохо. Это довольно прогрессивная форма взаимодействия субъектов современной стройиндустрии. Как всегда пугает категоричность в сочетании с поспешностью. Еще неизвестно, как будут работать новые механизмы, но старые предлагается быстро упразднить. При том что в системе очередных ценностей далеко не все продумано, не все сложные моменты учтены.

Еще один упрек в адрес нового формата отношений между застройщиками: многие из них считают, что создание «когорты избранных» ведет к разделу рынка, монополизации отрасли и даже корпоративному сговору. Эти опасения уже высказаны представителям федеральной антимонопольной службы. В частности, в рамках расширенного совещания лицензионного центра эти вопросы были заданы одному из разработчиков нового закона заместителю начальника управления контроля промышленности ФАС РФ Максиму Кононенко. Он не разделил опасений строителей, заверив, что все основные позиции в новом законодательстве достаточно хорошо проработаны, все учтено и будет под контролем, для этого есть свои рычаги. А как реально будут действовать нововведения, покажет жизнь.

Есть люди, организовавшие свои малые предприятия еще в середине девяностых. За несколько лет подняли свой бизнес до масштабов среднего уровня. Но в новых условиях многие из них (по их же собственному признанию) в силу экономических причин, скорее всего, уйдут из строительного бизнеса и вряд ли в него вернутся. Так вместе с «детьми лейтенанта Шмидта» из строительной сферы вытесняются люди с большим опытом работы и серьезными организаторскими способностями.

Помимо предприятий малого и среднего бизнеса в стране насчитывается 12 тысяч индивидуальных предпринимателей, работающих в строительной сфере. Например, пенсионер с большим стажем проектировщика имеет лицензию на этот вид деятельности и работает с частными заказами. По новым правилам такие люди тоже останутся не у дел. А как же тогда установка руководителей страны о развитии частного предпринимательства и повышении уровня жизни людей? Какой уж тут уровень, если лишают возможности заработать своим трудом. И тут уже в силу вступает не только экономический, а морально-этический аспект. Даже представители ФАС вынуждены были признать этот негативный нюанс.

Время покажет, рынок отрегулирует - как это все знакомо. Опять эксперимент?

В некотором недоумении находятся не только мелкие предприятия, но и серьезные строительные компании, работающие с крупными госзаказами, например, на объектах атомной энергетики. Им вхождение в СРО вроде бы и ни к чему. Они и так работают по жестким нормативам и регламентам, имеют стабильный заказ, свой уровень секретности. А вступив в СРО, они должны будут соблюдать нормативы, разработанные этим сообществом. Чудеса, да и только… Правда, для самих сообществ, компании, имеющие большие госзаказы, - очень нужные члены СРО. Даже по чисто финансовым соображениям.

Есть еще и юридически-правовой аспект. Итак, с 1 января 2009 года прекращается выдача лицензий. То есть последние из них будут выдаваться в декабре нынешнего года сроком на 5 лет. Срок действия лицензий, уже полученных в этом году, истекает в 2013 году (уже порядка 50 тыс. лицензий). Люди прошли необходимые процедуры, внесли деньги и рассчитывали законно заниматься своим бизнесом как минимум пятилетку. Получившие лицензии в прошлом году рассчитывали на их действие до 2012 года (124 тыс. лицензий), 185 тысяч лицензиатов намерены работать до 2011 года. Однако с 2010-го лицензии отменяются. И если обиженные предприниматели дружно завалят Конституционный суд своими жалобами, то при детальном рассмотрении вопроса в новом законодательстве найдутся и всплывут на поверхность правовые и юридические огрехи, что потребует изменить его положения. По мнению юристов, такой вариант вполне допустим. По данным Федерального лицензионного центра более 200 тыс. строительных фирм по стране к 2010 году останутся с лицензиями…

Специалисты предлагают выход - параллельное сосуществование саморегулирующего формата и лицензирования. Хотя бы до той поры, когда саморегулирующие рычаги стройиндустрии докажут свою состоятельность и оправдают возлагаемые на них надежды. Но для начала необходимо устранить правовые издержки.

Представитель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Владимир Таскаев считает, что действие лицензий, полученных в этом году, должно быть продлено до 2013 года. Набирает силу и такое мнение: у представителей отечественной стройиндустрии должно быть право выбора на вступление в СРО или получение лицензии. Но это уже сверхзадача.

Однако со стороны некоторых разработчиков нового законодательства уже прозвучали мысли о том, чтобы объединить усилия специалистов в области строительства по совершенствованию нового законодательства.

Только бы строителей пригласили для обсуждения, а не как обычно.

№ 88 за 26.08.2008
Ольга Мирошниченко

Добавить комментарий

Перед публикацией, Ваша сообщение пройдет визуальную проверку. Приносим извинение за неудобство.


Защитный код
Обновить