Еврокоды – не панацея

Проект стратегии инновационного развития российского строительства среди основных затрагивает и вопросы применения Еврокодов - европейских стандартов на проектирование строительных конструкций.

Введение еврокодов почему-то рассматривается, причем на весьма высоком уровне, как средство применения передовых инновационных технологий и материалов.  Анализ показывает, что это не так, и что дело обстоит намного сложнее. Во-первых, Еврокоды - это нормы лишь на проектирование. Тут явно некоторая терминологическая путаница, когда к Еврокодам относят и стандарты на материалы.
Требования к материалам представлены в стандартах, или как уже принято у нас  их называть - «евростандартах». В  евростандартах имеется ряд новшеств, но они и так используются при пересмотре российских аналогов без всяких указаний «сверху». Необходимость использования зарубежного опыта при разработке стандартов  предписана законом «О техническом регулировании», за исключением  случаев, когда это нецелесообразно «по техническим или технологическим особенностям».   Ряд положений тех же Еврокодов уже  вошли в актуализированные СНиП.
Как справедливо указано в проекте стратегии, применение Еврокодов в отечественном строительстве в качестве  норм и правил на проектирование строительных конструкций потребует с учетом требований европейских процедур значительных организационных усилий и финансовых затрат  (помимо тех денег, которые уже потрачены), связанных с необходимостью   выполнения большого объема работ по разработке национальных стандартов, гармонизированных со стандартами EN, поддерживающих  Еврокоды, и перехода на применение в России методов испытаний строительных материалов аналогичных европейским, приобретение новых видов оборудования и/или переналадки отечественного в соответствии с требованиями  европейских стандартов (EN), как тех  на которые имеются ссылки  в «Еврокодах», так и тех на которые эти стандарты взаимосвязанно ссылаются.
Речь идет, таким образом, фактически  о перспективах полной замены отечественной нормативной базы на европейскую.
Вместе с тем эффект от применения Еврокодов не очевиден, поскольку  материалоемкость конструкций при проектировании по Еврокодам в среднем  не снижается, а при расчете по некоторым Еврокодам (например, Железобетонные конструкции зданий) даже повышается.
Следует заметить, что  вопросы применения   Еврокодов  в российской практике строительного проектирования обсуждаются уже давно. В 2010г. была принята Программа по гармонизации российской  и  европейской систем нормативных документов в строительстве. Программа предусматривала разработку национальных стандартов и сводов правил (СНиП), с учетом положений европейских стандартов в области строительства, а также организацию научно-исследовательских работ по анализу европейских стандартов на проектирование – Еврокодов с переводом их на русский язык, а также сравнению основных требований Еврокодов с положениями соответствующих российских документов. По данным Минстроя переведены на русский язык и разработаны национальные приложения к ним.
По применению Еврокодов проводятся семинары и конференции ведется обучение специалистов. 4 марта 2014 года прошло заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России в сфере строительства, где также шла речь о гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства. Иными словами, проблемы взаимодействия европейской и российской систем нормирования в строительстве  находятся в центре внимания строительной общественности на самых разных уровнях.
Согласно решениям указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минстроем России был подготовлен данный проект стратегии инновационного развития строительной отрасли.  
Минстрой России, как указано в проекте стратегии, считает, что применение Еврокодов в строительстве должно основываться на принципе добровольности и осуществляться по решению инвестора (заказчика строящегося объекта). Остается, правда, не вполне понятным, зачем государство потратило немалые деньги (по оценке, десятки миллионов рублей), на перевод Еврокодов и  разработку национальных приложений, если этими документами будут пользоваться лишь частные инвесторы. Государственный заказчик, наверное, будет обязан пользоваться документами на проектирование, включенными  в перечень обязательных, как обеспечивающих выполнение требований Федерального закона №384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Недавно была утверждена Правительством новая редакция этого перечня (постановление от 26.12.2014 №1521).  Но даже, если частный инвестор попробует применить Еврокоды для проектирования объектов, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе, то еще неизвестно, как органы экспертизы  к этому «новшеству» отнесутся при наличии вышеупомянутого обязательного перечня.
В данном проекте стратегии из всех видов строительства рассматривается лишь жилищное. Полностью отсутствуют другие виды - гражданское, энергетическое, транспортное и др. В таблицах по объемам выпуска не сбалансированы отдельные позиции,  в частности не увязаны между собой объемы производства цемента и железобетона: в 2013 году на производство 27 млн. куб.м сборного железобетона было израсходовано 69,7 млн. тонн цемента. По прогнозу в 2020 году производство сборного железобетона возрастет всего лишь на 10 млн.куб.м, а производство цемента возрастет на 40 млн.т. Явная не стыковка. Очевидно, что и в 2013, и в 2020 годах не учтен расход цемента на производство товарного бетона для монолитных конструкций и кладочных растворов для каменных конструкций. Товарный бетон как вид строительного материала вообще отсутствует во всех таблицах, а он производится в объеме нескольких десятков миллионов кубометров.