Периодическая оценка должной профессиональной компетентности проектировщика

Без должной профессиональной компетентности работников строительной сферы нет качественного и эффективного исполнения изыскательских и проектных работ, работ по возведению, реконструкции, капитальному ремонту и эксплуатационному содержанию объектов капитального строительства (зданий, дорог и иных сооружений). И как следствие, нет безопасного состояния этих объектов.
Должная профессиональная компетентность руководящих работников, специалистов и рабочих определяется наличием у них соответствующей совокупности профессиональных знаний, умений и навыков. Достигается это с помощью системы непрерывного профессионального образования, включающей профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Профессиональная подготовка и переподготовка обеспечивают наличие у работника соответствующего профильного профессионального образования (специальности, профессии). Повышение квалификации, проводимое периодически по профилю профессионального образования, позволяет работнику обновлять и пополнять знания, умения и навыки в соответствии с изменениями в профессиональном и образовательном стандартах (применительно к профессиональным обязанностям работника).
Периодическая оценка должной профессиональной компетентности у руководящих работников, специалистов и рабочих (сертификация) объективно необходима. Это служит предупреждению причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Необходимо стремиться к тому, чтобы только сертифицированными работниками выполнялись работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Только от сертифицированных работников следует ожидать повышения качества в выполнении инженерных изысканий, в осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и их эксплуатационного содержания.
Отрасль строительства и эксплуатации зданий и сооружений в настоящее время остро нуждается в профессионально компетентных работниках, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах. Профессиональные стандарты для них отсутствуют. Сертификация работников действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Из-за дефицита квалифицированных рабочих приходится зачастую отказываться от использования новых эффективных технологий при производстве работ. Как результат увеличенная доля ручного труда на стройках снижает производительность и эффективность труда, увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов. Из-за недостатка квалификации у специалистов организация (управление) и как следствие качество выполнения работ оказываются не на должном уровне, а это снижает безопасность объектов капитального строительства.
Так как необходимые профессиональные знания, умения и навыки закладываются на стадии подготовки и переподготовки профессиональных кадров, а на необходимом уровне поддерживаются регулярным повышением квалификации кадров, то первоочередное внимание необходимо уделять именно подготовке и переподготовке профессиональных кадров всех трудоспособных возрастных категорий. Учебный процесс должен быть таким, чтобы по результатам подготовки или переподготовки обучившийся смог выполнить не только выпускное квалификационное задание в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, но и продемонстрировать при прохождении сертификации на соответствие профессиональному стандарту наличие у него необходимой для профессиональной деятельности совокупности знаний, умений и навыков.
На сайте Министерства образования и науки РФ размещены применительно к строительной отрасли федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования по 24 профессиям, среднего профессионального образования по десяти специальностям, высшего профессионального образования по пяти направлениям (бакалавриат), по трем направлениям (специалитет), по пяти направлениям (магистратура). В реализации их требований учреждения профессионального образования испытывают трудности, особенно в обучении тем профессиональным умениям и навыкам, которые необходимы для будущей деятельности выпускников.
Имеет место дефицит в учреждениях начального и среднего профессионального образования квалифицированных мастеров производственного обучения, материалов и оборудования для освоения современных технологий. Проблематичной является организация полноценной производственной практики обучаемых из-за не налаженного со строительными организациями должного взаимодействия, как в области разработки профессиональных стандартов, так и в содействии подготовке и переподготовке специалистов и рабочих строительных профессий.
Мотивация молодежи для обучения рабочим профессиям и строительным специальностям в должной мере отсутствует. Нет в системе общего образования должной систематизированной работы по профессиональной ориентации школьников 10-14 лет, по приобретению элементарных трудовых навыков школьниками 15-16 лет.
Отсутствует широкомасштабная система контрактной профессиональной подготовки (в качестве варианта: со стороны работодателя – стипендия обучающемуся и гарантия профессионального трудоустройства, со стороны государства – полное обеспечение учебного процесса, включая оплату наставничества во время производственной практики).
Слаба мотивация для переподготовки строительным профессиям и специальностям трудоспособного населения других возрастных категорий. В этих условиях строительные организации должны понимать, что, не уделяя должного внимания подготовке, переподготовке и последующему повышению квалификации работников, они все больше и больше сталкиваются с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов.
Необходимо активное участие строительных организаций и их профессиональных сообществ:
• в разработке профессиональных стандартов для позитивного влияния на образовательные стандарты по подготовке рабочих и специалистов;
• в содействии обучению учащихся профессиональным умениям и навыкам;
• в делегировании опытных квалифицированных работников в экспертные комиссии по оценке (сертификации) соответствия профессиональному стандарту компетентности, продемонстрированной обучившимся;
• в повышении престижности квалифицированных работников строительных профессий и специальностей.

Добавить комментарий

Перед публикацией, Ваша сообщение пройдет визуальную проверку. Приносим извинение за неудобство.


Защитный код
Обновить