Подписан и может быть начнет «работать» давно ожидаемый и обсуждаемый закон о саморегулировании в строительстве.

До сих пор саморегулирование было реализовано лишь у оценщиков и арбитражных управляющих, то есть в далеко не самых распространенных видах деятельности.

В общем случае саморегулирование – это новая форма допуска компаний к работам на рынке. Причем к работам опасным, в результате которых может быть нанесен серьезный вред здоровью и жизни граждан, их имуществу, материальным интересам, окружающей природе. К таким, в частности, относится строительство. До настоящего времени право компаниям заниматься строительством предоставляло государство. Выдачей лицензий ведал специальный лицензионный центр.


Основной смысл новшества: теперь застройщики берутся сами решать, кому можно заниматься строительством, а кому нет. Для этого они объединяются в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Впредь строительством смогут заниматься исключительно члены СРО, выполняя при этом лишь определенный перечень работ, на который они подали заявку в свою организацию и получили от нее положительное решение («допуск»).

Если учесть, что официально у нас занимаются строительством порядка 250 тысяч юридических лиц, а число участников одной строительной СРО должно быть от ста и выше, то общее количество СРО может достигать десятков тысяч только в строительстве!

Чтобы саморегулирование не превратилось в клуб по интересам, а носило серьезный характер, каждая СРО обязана иметь свой компенсационный фонд. Это форма коллективной ответственности организации по обязательствам своих членов. Средства фонда будут использованы для возмещения причиненного кому-либо вреда. Размер фонда определяется из расчета не менее 1 млн. рублей на одного участника.

Чем же станет заниматься СРО в повседневной жизни? 
Перечень ее полномочий весьма внушителен. Начнем с того, что она будет принимать/не принимать новых членов. Она должна разработать собственные требования к выдаче допуска к тем или иным работам. Имеет право сформировать свои стандарты и систему контроля. Она же устанавливает меры дисциплинарного воздействия к нарушителям «внутреннего распорядка». Короче говоря, – государство в государстве. Впрочем, без настоящего государства тоже не обойдется. Законом предполагается создание органа надзора за самими СРО.

Основной причиной для перехода к саморегулированию называют неэффективность прежней системы. Как уже отмечалось, в России порядка 250 тысяч обладателей строительных лицензий. По мнению председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, тысяча сотрудников лицензионного центра физически не в состоянии проконтролировать ситуацию и уследить за каждой строительной компанией. Парламентарий осторожно допускает, что отдельные чиновники при принятии решения не всегда руководствуются исключительно общественными интересами, которые они призваны защищать. 
Примерно в том же духе высказался директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров: «Система лицензирования ничего никому не гарантирует – ни строителям, ни потребителю. Она никаких рисков для инвестора не покрывает».
Если послушать министра экономразвития Эльвиру Набиуллину, то саморегулирование просто напичкано всякого рода достоинствами. Тут и развитие рыночных отношений, и безопасность продукции, и исчезновение административных барьеров, и переход от разрешительной системы ведения бизнеса к уведомительной... А уж про обманутых дольщиков после введения саморегулирования мы, по ее мнению, забудем навсегда. Главной изюминкой саморегулирования считается механизм круговой поруки в виде компенсационного фонда.
С одной стороны, он обеспечивает возмещение потерь пострадавшим от деятельности застройщиков. С другой, – создает эффективную альтернативу чиновному контролю. Сторонники идеи полагают, что надзор коллег друг за другом в рамках СРО будет намного более результативным, чем государственный: за неисполнение обязательств одним из членов СРО придется расплачиваться всем.

Наверное Виктор Плескачевский, Андрей Шаров и Эльвира Набиуллина – думают, что СРО будут руководствоваться исключительно общественными интересами и это даст толчек бизнесу.
Начать хотя бы с того, что абсолютной отмены лицензирования не будет. Оно лишь перемещается на более высокий уровень, теперь лицензировать станут не компании, а СРО. Складывается впечатление, что просто число объектов контроля сокращается и подгоняется под возможности лицензионного органа, который нарекут каким-то более благозвучным именем. Но все недостатки могут сохраниться, включая поборы. 
Возникают также вопросы к компенсационному фонду - 1 млн. рублей на участника и 100 млн. – на СРО это много и мало? Для массы небольших (но лицензированных) фирмочек, занимающихся индивидуальным строительством (тот самый малый бизнес!), миллион – солидные деньги. Однако даже 100 млн. не компенсируют и десятой доли ущерба, нанесенного гражданам такими как Капитан или Социальная инициатива.

Добавить комментарий

Перед публикацией, Ваша сообщение пройдет визуальную проверку. Приносим извинение за неудобство.


Защитный код
Обновить