О результатах ежегодного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций

Доклад Минэкономразвития России "О результатах ежегодного мониторинга деятельности саморегулируемых организаций строительного комплекса"

I. Общая характеристика системы саморегулирования в строительном комплексе

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязательным требованием для выполнения большинства видов работ в области инженерных изысканий, архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства стало членство юридического лица (индивидуального предпринимателя) в СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, а также осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (соответственно), и получение выдаваемого такой СРО свидетельства о допуске к выполнению соответствующих видов работ.
С 1 января 2010 года строительство стало возможным только на основании свидетельства о допуске СРО, действие всех ранее выданных лицензий было прекращено.
1) Количество СРО по субъектам Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2016 г. в государственном реестре СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства содержатся сведения о 502 СРО, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:
основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания – 40 (далее также – СРО в сфере инженерных изысканий, СРО изыскателей); осуществляющих подготовку проектной документации – 191 (далее также – СРО в сфере проектирования, СРО проектировщиков); осуществляющих строительство – 271
(далее также – СРО в сфере строительства, СРО строителей).

Рис 14. Количество СРО строительного комплекса по состоянию на
1 января 2016 г.
В 2015 году из государственного реестра СРО по различным основаниям исключены сведения о 7 СРО:
4 СРО в сфере строительства (1,5% соответствующих СРО);
3 СРО в сфере проектирования (1,6% соответствующих СРО).
Распределение СРО по субъектам Российской Федерации является крайне неравномерным.
СРО в сфере инженерных изысканий присутствуют в 13 субъектах Российской Федерации, СРО в сфере проектирования – в 52-х, СРО в сфере строительства – в 71-м.

Рис 15. Доля субъектов Российской Федерации, в которых на 1 января 2016 г. зарегистрирована хотя бы одна СРО
При этом большинство СРО строительного комплекса зарегистрированы в городах Москва и Санкт-Петербург.

Рис 16. Количество СРО, зарегистрированных в различных субъектах Российской
Федерации
2) Количество членов СРО.
Указанные 502 СРО строительного комплекса по состоянию на 1 января 2016 г. объединяют 127 419 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; 50 454 лица, осуществляющих подготовку проектной документации, и 12 327 лиц, выполняющих инженерные изыскания[1], то есть свыше 190 000 хозяйствующих субъектов.

Рис 17. Количество членов СРО строительного комплекса по состоянию на 1 января 2016 г.
Количество членов в каждой СРО существенно различается.
а) Минимальное количество членов СРО в сфере строительства – 101, максимальное – 5783.
В среднем в каждой СРО в сфере строительства состоит 439 членов.
65% СРО насчитывают от 100 до 300 членов, 75% – от 100 до 400 членов.
Одновременно, 10% крупнейших СРО объединяют свыше 50 697 членов (40% всех членов СРО), тогда как 10 % самых малочисленных СРО –около 2737 членов (2% всех членов СРО).
Децильный коэффициент дифференциации количества членов СРО в сфере
строительства[2] составляет 18,4.
В то же время индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере строительства по признаку количества членов равен 142.
Исходя из данных Росстата об общем количестве строительных организаций в Российской Федерации на начало 2015 года (226 838), в настоящее время 56% всех
строительных организаций состоят в СРО.
б) Минимальное количество членов СРО в сфере проектирования – 51,
максимальное – 3460.
В среднем в каждой СРО в сфере проектирования состоит 264 члена.
При этом СРО с количеством членов больше среднего насчитывается 37, меньше среднего – 154.
72% СРО насчитывает от 50 до 200 членов.
Одновременно, 10% крупнейших СРО объединяют 24 643 члена (49% всех членов СРО), тогда как 10 % самых малочисленных СРО –1 154 члена (2,3% всех членов СРО).
Децильный коэффициент дифференциации количества членов СРО в сфере проектирования составляет 21.
В то же время индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере проектирования по признаку количества членов равен 203.
в) Минимальное количество членов СРО в сфере инженерных изысканий – 53,
максимальное – 1803.
В среднем в каждой СРО в сфере инженерных изысканий состоит 308 членов.
При этом СРО с количеством членов больше среднего насчитывается 11, меньше среднего – 29.
73% СРО насчитывает от 50 до 300 членов.
Одновременно, 10% крупнейших СРО объединяют 5 168 членов (42% всех членов СРО), тогда как 10 % самых малочисленных СРО – 221 члена (1,2 % всех членов СРО).
Децильный коэффициент дифференциации количества членов СРО в сфере инженерных изысканий составляет 24.
При этом индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере инженерных изысканий по признаку количества членов равен 648.
Таким образом, для СРО строительного комплекса характерна крайне высокая дифференциация между СРО по количеству членов, наличие СРО с количеством членов, многократно превышающим среднее количество членов в одной СРО.
В то же время значения индекса Херфиндаля-Хиршмана не позволяют говорить о «монополизации» какой-либо из сфер или доминирующем положении одной или нескольких СРО.
3) Сведения о прекращении членства в СРО 2015 году.
а) За 2015 год 20 287 лиц (11,9%) прекратило свое членство в СРО строителей, однако общее количество членов СРО в сфере строительства увеличилось на 22 363 члена (на 13,2%).
Таблица 40. Причины прекращения членства в СРО в сфере строительства в 2015 г.

Причина Количество членов
Добровольный выход 7888
Смерть индивидуального предпринимателя или ликвидация юридического лица 420
Исключение из членов по решению СРО в том числе в результате: 11987
– несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда 209
– неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования 2809
– неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов 4432
– невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок 133
– отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации 4399
– неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства 5


Таким образом, в 59% случаев членство лица в СРО в сфере строительства прекращается по решению СРО, в 39% случаев – по решению самого члена.
При этом 37% решений СРО об исключении лица из членов обусловлено неуплатой членских взносов.
б) За 2015 год 11,8% членов было исключено из СРО проектировщиков, при этом общее количество членов СРО в сфере проектирования сократилось на 0,2% членов[3].
В 53% случаев причиной выхода из СРО было добровольное решение члена, в 45% – решение СРО.
При этом 46% всех решений СРО в сфере проектирования об исключении лица из членов СРО связано с неуплатой им членских взносов.
в) За 2015 год 9,6% членов были исключены из СРО изыскателей, при этом общее
количество членов СРО в сфере инженерных изысканий сократилось на 5,8% членов.
В 71% случаев причиной выхода из СРО было добровольное решение члена, в 28% – решение СРО.
При этом 21% всех решений СРО в сфере инженерных изысканий об исключении лица из членов СРО связано с неуплатой им членских взносов.

Рис 18. Причины прекращения членства в СРО строительного комплекса в 2015 году
Таким образом, в СРО строителей прекращение членства, как правило, происходит по решению СРО, в СРО проектировщиков и изыскателей – по собственному решению члена.
II Сведения о выполнении СРО строительного комплекса функции по выработке отраслевых стандартов деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) СРО строительного комплекса вправе, но не обязана разработать и утвердить:
стандарты саморегулируемых организаций – документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила саморегулирования – документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
1) Стандарты СРО, принятые в 2014 и 2015 гг.
а) В 2015 году общее количество принятых СРО строителей стандартов увеличилось
на 19% и составило 8 502 стандарта.
По состоянию на 1 января 2016 года среднее количество стандартов на 1 СРО строителей составляет 31,4 стандарта, что на 20% больше, чем на начало 2015 года.
Также увеличилось на 8% количество СРО, принявших хотя бы один стандарт.
Таблица 41. Количество стандартов СРО за 2014 и 2015 гг.

Показатель 2014 год 2015 год
Количество стандартов СРО 7177 8502
Среднее количество стандартов на 1 СРО 26 31,4


Вместе с тем большая часть СРО строителей практически не осуществляет разработку стандартов. Так, только 121 СРО (44,6%) издано более 1 стандарта, 119 СРО строителей (44%) не принято ни одного стандарта.
Таблица 42. Распределение СРО строителей по количеству утвержденных стандартов деятельности

Количество утвержденных стандартов Количество СРО
0 119
1 34
от 2 до 5 35
больше 5 86


Рис 19. Распределение СРО строителей по количеству утвержденных стандартов деятельности
б) В 2015 году общее количество принятых СРО проектировщиков стандартов уменьшилось на 17% и составило 345 стандартов, то есть в 25 раз меньше принятых СРО строителей.
По состоянию на 1 января 2016 года среднее количество стандартов на 1 СРО проектировщиков составляет 1,8 стандарта, что на 19% меньше, чем на начало 2015 года.
Также на 2% сократилось количество СРО, принявших хотя бы один стандарт.
Таблица 43. Количество стандартов СРО за 2014 и 2015 гг.

Показатель 2014 год 2015 год
Количество стандартов СРО 417 345
Среднее количество стандартов на 1 СРО 2,1 1,8


Большая часть СРО проектировщиков не осуществляет разработку стандартов: по состоянию на 1 января 2016 года 72,3% СРО проектировщиков (138) не имеет ни
одного действующего стандарта.
в) В 2015 году общее количество принятых СРО изыскателей стандартов увеличилось на 5% и составило 110 стандартов.
По состоянию на 1 января 2016 года среднее количество стандартов на 1 СРО изыскателей составляет 2,75 стандарта, что на 5% больше, чем на начало 2015 года.
Количество СРО изыскателей, принявших хотя бы один стандарт, увеличилось на 60% и составило 8 СРО.
Таблица 44. Количество стандартов СРО за 2014 и 2015 гг.

Показатель 2014 год 2015 год
Количество стандартов СРО 105 110
Среднее количество стандартов на 1 СРО 2,6 2,75


Большинство СРО изыскателей не осуществляет разработку стандартов:
по состоянию на 1 января 2016 года 80% СРО изыскателей (42) не имеет ни одного действующего стандарта.
2) Федеральные стандарты, принятые НОСО/уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (далее – НОПРИЗ) стандарты не разрабатывает и не принимает.
Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее – НОСТРОЙ) принимает стандарты в области технического регулирования:
накопленным итогом по состоянию на 01.01.2015 - 181 документ; по состоянию на 01.01.2016 - 201 документ (на 11% больше).
3) Стандарты СРО и НОСО, устанавливающие более высокие требования к выполнению работ (оказанию услуг), чем требования, установленные нормативными правовыми актами.
а) В 2015 году общее количество принятых СРО строителей стандартов, устанавливающих «повышенные» требования к выполнению работ, увеличилось на 39% и составило 698 стандартов.
Такие стандарты издали 32 СРО строителей (11,8% общего количества СРО строителей) против 23 в 2014 году.
б) В 2015 году общее количество принятых СРО проектировщиков стандартов, устанавливающих «повышенные» требования к выполнению работ, уменьшилось на 8% и составило 47 стандартов.
Такие стандарты издали 18 СРО проектировщиков (9,4% общего количества СРО проектировщиков) против 16 в 2014 году.
в) В 2015 году общее количество принятых СРО изыскателей стандартов, устанавливающих «повышенные» требования к выполнению работ, увеличилось на 33% и составило 4 стандарта.
Такие стандарты издали 3 СРО изыскателей (7,5% общего количества СРО изыскателей) против 2 в 2014 году.
г) Касательно стандартов НОСТРОЙ, устанавливающих «повышенные» требования к выполнению работ, отмечаем следующее. Стандарты НОСТРОЙ разрабатываются либо в развитие (конкретизацию) требований, установленных актами технического регулирования, либо разрабатываются при отсутствии таковых. С этой точки зрения можно считать, что стандарты НОСТРОЙ устанавливают «повышенные» требования к выполнению работ.
4) Количество стандартов СРО и НОСО, регулирующих проведение СРО контрольных мероприятий в отношении своих членов, процедуры применения мер дисциплинарного воздействия, их обжалование.
В соответствии с частью 1 статьи 55.5 Кодекса каждая СРО обязана разработать и утвердить правила контроля в области саморегулирования – документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования, а также документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования. Отсутствие указанных документов является одним из оснований для отказа во внесении сведений о СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Таким образом, все СРО, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций по состоянию на 1 января 2016 года, руководствуются в своей деятельности разработанными и принятыми общим собранием членов правилами контроля и мерами дисциплинарного воздействия.
НОСО приняло и рекомендовало к применению Унифицированные Правила контроля в области саморегулирования, направленные также на проведение проверок соблюдения требований стандартов СРО.
Таким образом, выполнение СРО строительного комплекса базовой для саморегулируемых организаций функции по разработке стандартов деятельности остается неэффективным.
Между тем, для сферы строительства следует отметить существенный качественный и количественный прогресс в отраслевой стандартизации.
Определенный прогресс наблюдается в этом отношении и среди СРО изыскателей.
При этом разработка стандартов СРО проектировщиков осуществляется во все уменьшающемся объеме, наблюдается отмена ранее принятых стандартов.
III Сведения об обеспечении имущественной ответственности СРО строительного комплекса и членов СРО, о финансировании деятельности СРО.
1. Способ обеспечения имущественной ответственности каждой СРО.
Компенсационный фонд СРО строительного комплекса в соответствии с требованиями статьи 55.4 Кодекса формируется в денежной форме за счет взноса каждого члена в установленном Кодексом размере, а также с помощью системы коллективного/личного страхования в соответствии с устанавливаемыми СРО требованиями к страхованию гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Для СРО изыскателей и проектировщиков обязательно наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 000 рублей на одного члена такой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 150 000 рублей на одного члена такой организации.
Для СРО строителей обязательно наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 1 000 000 рублей на одного члена такой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 300 000 рублей на одного члена такой организации.
Повышенные требования к минимальному размеру взноса в компенсационный фонд СРО установлены частями 6 и 7 статьи 55.16 Кодекса для лиц, намеревающихся выполнять работы по организации подготовки проектной документации и по организации строительства: до 4,5 млн. рублей для проектировщиков и до 30 млн. для строителей.
2. Размер компенсационного фонда СРО по состоянию на 1 января 2016 года.
а) Совокупный размер компенсационных фондов СРО строителей составляет
94 млрд. рублей[4].
Средний размер компенсационного фонда СРО строителей составляет 347 млн.
рублей. При этом компенсационные фонды 199 СРО (74% СРО строителей) меньше указанного среднего размера.
Минимальный размер компенсационного фонда – 32,2 млн. рублей, максимальный – 4,4 млрд. рублей.
Децильный коэффициент дифференциации размеров компенсационных фондов СРО строителей составляет 21.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере строительства по признаку размера компенсационных фондов равен 102.
Таблица 45. Распределение СРО строителей по размеру компенсационных фондов

Размеры компенсационных фондов СРО строителей, руб. Количество СРО
до 200 млн. 122
от 200 млн. до 400 млн. 86
от 400 млн. до 600 млн. 27
от 600 млн. до 800 млн. 14
от 800 млн. до 1 млрд. 5
от 1 млрд. и выше 15



Рис 20. Распределение СРО строителей по размеру компенсационных фондов
Таким образом, 77% СРО строителей сформированы компенсационные фонды в размере до 400 млн. рублей.
Следует отметить, что по некоторым оценкам порядка 23 млрд. рублей компенсационных фондов СРО строителей находится в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия.
б) Совокупный размер компенсационных фондов СРО проектировщиков составляет 16,4 млрд. рублей.
Средний размер компенсационного фонда СРО проектировщиков – 86 млн. рублей. При этом компенсационные фонды 142 СРО (74% СРО проектировщиков) меньше указанного среднего размера.
Минимальный размер компенсационного фонда – 10,3 млн. рублей, максимальный – 1,1 млрд. рублей.
Децильный коэффициент дифференциации размеров компенсационных фондов СРО проектировщиков составляет 20.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере проектирования по признаку размера компенсационных фондов равен 164.
По некоторым оценкам порядка 3,8 млрд. рублей компенсационных фондов СРО проектировщиков находится в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия.
в) Совокупный размер компенсационных фондов СРО изыскателей составляет 2,8 млрд. рублей.
Средний размер компенсационного фонда СРО изыскателей – 69 млн. рублей. При этом компенсационные фонды 34 СРО (85% СРО изыскателей) меньше указанного среднего размера.
Минимальный размер компенсационного фонда – 9,6 млн. рублей, максимальный – 451 млн. рублей.
Децильный коэффициент дифференциации размеров компенсационных фондов СРО проектировщиков составляет 47.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана для СРО в сфере проектирования по признаку размера компенсационных фондов равен 661.
По некоторым оценкам порядка 397 млн. рублей компенсационных фондов СРО изыскателей находится в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия.
Таким образом, для СРО строительного комплекса характерна крайне высокая дифференциация между СРО по размерам компенсационных фондов, наличие СРО, сформировавших компенсационные фонды, размер которых многократно превышает средний.
В то же время значения индекса Херфиндаля-Хиршмана не позволяют говорить о «монополизации» какой-либо из сфер или доминирующем положении одной или нескольких СРО.
3) Величина вступительных взносов, установленная каждой СРО по состоянию на 1 января 2016 года.
а) Размеры вступительных взносов в СРО строителей существенно различаются и составляют от 0 до 150 000 рублей.
Таблица 46. Распределение СРО строителей по размеру вступительного взноса

Размеры вступительных взносов в СРО строителей, руб. Количество СРО
до 10 тыс. 94
от 10 до 20 тыс. 22
от 20 до 50 тыс. 55
от 50 тыс. и выше 58


Рис 21. Распределение СРО строителей по размерам вступительных взносов
В 49% случаев размер вступительного взноса СРО строителей выше 20 тыс. рублей, в 41% – не превышает 10 тыс. рублей.
Одновременно рядом СРО строителей размер вступительного взноса устанавливается дифференцировано в зависимости от: количественного состава работников члена, организационно-правовой формы члена, региона вступления, численности организации, наличия вида работ по организации строительства в свидетельстве о допуске, объема выручки за предшествующий год.
б) Размеры вступительных взносов в СРО проектировщиков также варьируются от 0 до 150 000 рублей.
Таблица 47. Распределение СРО проектировщиков по размеру вступительного взноса

Размеры вступительных взносов в СРО проектировщиков, руб. Количество СРО
до 10 тыс. 61
от 10 до 20 тыс. 16
от 20 до 50 тыс. 40
от 50 тыс. и выше 39


Рис 22. Распределение СРО проектировщиков по размерам вступительных взносов
Некоторые СРО проектировщиков так же, как и строители, устанавливают дифференцированные размеры вступительных взносов.
в) Размеры вступительных взносов в СРО изыскателей также варьируются от 0 до 150 000 рублей.
Таблица 48. Распределение СРО изыскателей по размеру вступительного взноса

Размеры вступительных взносов в СРО изыскателей, руб. Количество СРО
до 10 тыс. 15
от 10 до 20 тыс. 2
от 20 до 50 тыс. 13
от 50 тыс. и выше 3


Рис 23. Распределение СРО изыскателей по размерам вступительных взносов
Таким образом, СРО изыскателей в большинстве случаев устанавливают вступительный взнос в размере до 10 тыс. и от 20 до 50 тыс. рублей.
В целом для СРО строительного комплекса наблюдается существенный разброс в размерах вступительных взносов, при этом примерно в 40% СРО строительного комплекса вступительной взнос составляет менее 10 тыс. рублей. 4) Величина и периодичность уплаты членских взносов.
а) В большинстве СРО строителей (53% СРО) уплата членских взносов осуществляется ежемесячно. В ряде СРО уплата членских взносов производится ежегодно (28% СРО), а отдельными СРО установлена иная периодичность уплаты взносов: раз в квартал (19% СРО) или раз в полугодие (1 СРО).
Размеры членских взносов в СРО строителей различаются и составляют от 0,5 до 37 тыс. рублей (с расчетом на 1 месяц).
Таблица 49. Распределение СРО строителей по размеру членского взноса в месяц

Размеры членских взносов в СРО строителей, руб. Количество СРО
до 5 тыс. 36
от 5 до 10 тыс. 115
от 10 тыс. и выше 21


Рис 24. Распределение СРО строителей по размерам членских взносов
Таким образом, в большинстве СРО строителей размер членского взноса составляет от 5 до 10 тыс. рублей в месяц.
Одновременно, рядом СРО строителей установлен диффернецированный размер членских взносов, зависящий от: количества видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске члена СРО, региона деятельности члена СРО, количества работников члена СРО, выручки за год или организационно-правовой формы члена СРО.
Совокупный объем членских взносов, уплачиваемых ежегодно в СРО строителей, составляет около 11,5 млрд. рублей.
б) В 50% СРО проектировщиков уплата членских взносов осуществляется
ежемесячно, в 26% СРО – ежеквартально, в 24% СРО – ежегодно.
Размеры членских взносов в СРО проектировщиков различаются и составляют от 1,25 до 33 тыс. рублей (с расчетом на 1 месяц).
Таблица 50. Распределение СРО проектировщиков по размеру членского взноса в месяц

Размеры членских взносов в СРО проектировщиков, руб. Количество СРО
до 5 тыс. 41
от 5 до 10 тыс. 70
от 10 тыс. и выше 11

Таким образом, в большинстве СРО проектировщиков размер членского взноса составляет от 5 до 10 тыс. рублей в месяц.
Практикуется также установление «плавающего» размера членского взноса в зависимости от факторов, аналогичных тем, которые используются для рассчетов СРО строителей.
Совокупный объем членских взносов, уплачиваемых ежегодно в СРО проектировщиков, составляет около 4,5 млрд. рублей.

Рис 25. Распределение СРО проектировщиков по размеру членского взноса
в) В 56% СРО изыскателей уплата членских взносов осуществляется ежемесячно, в 15% СРО – ежеквартально, в 29% СРО – ежегодно.
Размеры членских взносов в СРО изыскателей варьируются от 2,5 до 13,4 тыс. рублей (с расчетом на 1 месяц).
Таблица 51. Распределение СРО изыскателей по размеру членского взноса в месяц

Размеры членских взносов в СРО изыскателей, руб. Количество СРО
до 5 тыс. 8
от 5 до 10 тыс. 19
от 10 тыс. и выше 1


Рис 26. Распределение СРО изыскателей по размеру членского взноса
Таким образом, в большинстве СРО изыскателей размер членского взноса составляет от 5 до 10 тыс. рублей в месяц.
Практикуется также установление «плавающего» размера членского взноса в зависимости от количества видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске члена СРО, количества работников члена СРО, либо его выручки за год.
Совокупный объем членских взносов, уплачиваемых ежегодно в СРО изыскателей, составляет около 1,1 млрд. рублей.
На основании изложенного следует заключить, что большинством СРО строительного комплекса практикуется ежемесячная уплата членских взносов в размере от 5 до 10 тыс. рублей.
5) Страховая премия и страховая сумма по договорам страхования, заключенным членами СРО строительного комплекса.
Соответствующие данные Ростехнадзором не представлены.
6-9) Обращения за выплатой из компенсационных фондов СРО строительного комплекса, обращения за страховым возмещением.
а) По состоянию на 1 января 2016 года за выплатой из компенсационного фонда поступило 105 обращений в 38 СРО строителей.
Основные показатели выплат из компенсационных фондов СРО строителей приведены в Таблице 52.
Таблица 52. Основные показатели, характеризующие обращение взысканий на средства компенсационных фондов СРО строителей.

Показатель Значение
1 Общая сумма выплат (руб.) 25 991 732
2 Количество обращений 105
3 Количество выплат 35
4 Относительная доля выплат от обращений 33,3 %
5 Размер средней выплаты (руб.) 742 620
6 Количество СРО, осуществивших выплаты 14
7 Доля СРО, осуществивших выплаты в общем количестве СРО, в которые поступили обращения о выплате 37 %
8 Доля СРО, осуществивших выплаты в общем количестве СРО 5%
9 Доля средней выплаты от среднего размера КФ 0,21 %
10 Доля выплат из компенсационных фондов в общем размере компенсационных фондов 0,028%

Как следует из приведенных данных и расчетов, существующие механизмы имущественной ответственности СРО строителей по обязательствам своих членов крайне не сбалансированы: лишь 5% СРО строителей когда-либо осуществляло выплаты из компенсационного фонда, которые составили 0,028% всего объема средств, аккумулированных в компенсационных фондах СРО строителей.
Основные показатели о выплатах по договорам страхования гражданской ответственности строительных организаций в 2015 году по имеющимся данным приведены в Таблице 53.
Таблица 53. Основные показатели, характеризующие обращения за страховым возмещением вреда, причиненного строительными организациями

Показатель Значение
1 Общая сумма страховых выплат (руб.) 12 400 751
2 Количество обращений 153
3 Количество выплат 39
4 Относительная доля выплат от обращений 25,5%
5 Размер средней выплаты (руб.) 317 967


б) По состоянию на 1 января 2016 года за выплатой из компенсационного фонда поступило 7 обращений в 6 СРО проектировщиков.
Основные показатели выплат из компенсационных фондов СРО проектировщиков приведены в Таблице 54.
Таблица 54. Основные показатели, характеризующие обращение взысканий на средства компенсационных фондов СРО проектировщиков.

Показатель Значение
1 Общая сумма выплат (руб.) 750000
2 Количество обращений 7
3 Количество выплат 5
4 Относительная доля выплат от обращений 71%
5 Размер средней выплаты (руб.) 187500
6 Количество СРО, осуществивших выплаты 4
7 Доля СРО, осуществивших выплаты, в общем количестве СРО, в которые поступили обращения о выплате 67%
8 Доля СРО, осуществивших выплаты, в общем количестве СРО 2%
9 Доля средней выплаты от среднего размера КФ 0,22%
10 Доля выплат из компенсационных фондов в общем размере компенсационных фондов 0,0046%

Как следует из приведенных данных и расчетов, механизмы имущественной ответственности СРО проектировщиков по обязательствам своих членов также не сбалансированы: лишь 2% СРО проектировщиков когда-либо осуществляло выплаты из компенсационного фонда, которые составили 0,0046% всего объема средств, аккумулированных в компенсационных фондах СРО.
Вместе с тем, по имеющимся данным, был удовлетворен 71% всех обращений за выплатами из компенсационных фондов СРО проектировщиков.
Что касается выплат по договорам страхования гражданской ответственности проектных организаций, как следует из имеющихся данных, к 1 января 2016 года насчитывалось 2 обращения за такими выплатами. Информация о имеющихся выплатах по договорам страхования, заключенным проектными организациями, отсутствует.
в) По состоянию на 1 января 2016 года за выплатой из компенсационного фонда поступило 7 обращений в 2 СРО изыскателей.
Основные показатели выплат из компенсационных фондов СРО изыскателей приведены в Таблице 55.
Таблица 55. Основные показатели, характеризующие обращение взысканий на средства компенсационных фондов СРО изыскателей.

Показатель Значение
1 Общая сумма выплат (руб.) 900000
2 Количество обращений 7
3 Количество выплат 6
4 Относительная доля выплат от обращений 86%
5 Размер средней выплаты (руб.) 150000
6 Количество СРО, осуществивших выплаты 2
7 Доля СРО, осуществивших выплаты, в общем количестве СРО, в которые поступили обращения о выплате 100%
8 Доля СРО, осуществивших выплаты, в общем количестве СРО 5%
9 Доля средней выплаты от среднего размера КФ 0,22%
10 Доля выплат из компенсационных фондов в общем размере компенсационных фондов 0,03%

Таким образом, механизмы имущественной ответственности СРО изыскателей, как и иных СРО строительного комплекса, неэффективны: лишь 5% СРО изыскателей когдалибо осуществляло выплаты из компенсационного фонда, которые составили 0,03% всего объема средств, аккумулированных в компенсационных фондах СРО.
Вместе с тем, по имеющимся данным, было удовлетворено 86% всех обращений за выплатами из компенсационных фондов СРО проектировщиков.
Что касается выплат по договорам страхования гражданской ответственности организаций, осуществляющих инженерные изыскания, как следует из имеющихся данных, к 1 января 2016 года обращения за такими выплатами отсутствуют.
10) Способы размещения средств компенсационных фондов СРО строительного комплекса.
Согласно части 4 статьи 55.16 Кодекса в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. Вместе с тем в нарушение указанной нормы отдельные СРО допускают размещение средств компенсационных фондов через управляющие компании.
IV Сведения о результатах осуществления СРО строительного комплекса контроля деятельности своих членов.
1) Сведения о проведенных СРО в отношении своих членов плановых и внеплановых проверках.
а) В отношении СРО строителей указанные сведения представлены в Таблице 56 и на Рисунке 27.
Таблица 56. Количество проверок СРО строителей своих членов за 2014 и 2015 гг.

Виды проверок 2014 2015 Изменение
1 Плановые 103976 111677 + 7,4%
2 Внеплановые 8383 12647 + 50,9%
3 Итого 112359 124324 +10,7%


Рис. 27. Плановые и внеплановые проверки СРО строителей своих членов
б) В отношении СРО проектировщиков указанные сведения о контроле за своими членами представлены в Таблице 57 и на Рисунке 28.
Таблица 57. Количество проверок СРО проектировщиков своих членов за 2014 и 2015 гг.

Виды проверок 2014 2015 Изменение
1 Плановые 25082 27409 + 9,3%
2 Внеплановые 1001 1669 + 66,7%
3 Итого 26083 29078 + 11,5%


Рис.28. Плановые и внеплановые проверки СРО проектировщиков
своих членов
в) В отношении СРО изыскателей соответствующие сведения о контроле за своими членами представлены в Таблице 58 и на Рисунке 29.
Таблица 58. Виды проверок СРО изыскателей своих членов за 2014 и 2015 гг.

Виды проверок 2014 2015 Изменение
1 Плановые 4306 5389 +25,2%
2 Внеплановые 497 1533 +208,5%
3 Итого 4803 6922 +44,1%


Рис 29. Плановые и внеплановые проверки СРО изыскателей своих членов
Таким образом, для различных сфер саморегулирования в строительном комплексе в целом характерны аналогичные тенденции развития системы контроля СРО за своими членами.
Отмечается рост числа плановых проверок и существенный рост числа внеплановых проверок СРО своих членов, что может свидетельствовать
о повышении гибкости системы контроля СРО строительного комплекса за своими членами и повышении эффективности контрольной деятельности СРО в целом.
2) Количество членов СРО, охваченных проверками.
Необходимая для расчетов информация не была предоставлена Ростехнадзором. В связи с этим для получения общей качественной оценки данного показателя количество членов СРО было разделено на количество проверок.
Для СРО строителей данный показатель составил 0,98; СРО проектировщиков – 0,58; СРО изыскателей – 0,56.
Таким образом, статистически в 2015 году СРО строителей был проверен почти каждый член, тогда как СРО проектировщиков и СРО изыскателей – свыше половины.
3 - 5) Количество выявленных нарушений в ходе мероприятий по контролю.
а) В части СРО строителей соответствующая информация представлена в Таблице 59.
Таблица 59. Выявленные СРО строителей нарушения в деятельности своих членов в 2014 и 2015 гг.

Выявленные нарушения 2014 2015 Изменение
1 Количество выявленных нарушений, в т.ч. 46499 59553 +28%
1.1 в результате плановых проверок 42952 52419 +22%
1.2 в результате внеплановых проверок 3547 7134 +101%
1.3 на одну проверку 0,41 0,48 +16%
1.4 нарушений стандартов деятельности 7073 9102 +29%
2 Количество выявленных случаев причинения вреда 59 72 +22%

б) В отношении СРО проектировщиков соответствующая информация представлена
в Таблице 60.
Таблица 60. Выявленные СРО проектировщиков нарушения в деятельности своих членов в 2014 и 2015 гг.

Выявленные нарушения 2014 2015 Изменение
1 Количество выявленных нарушений, в т.ч. 7915 10157 +28%
1.1 в результате плановых проверок 7473 9409 +26%
1.2 в результате внеплановых проверок 442 748 +69%
1.3 на одну проверку 0,3 0,35 +15%
1.4 нарушений стандартов деятельности 1200 929 -23%
2 Количество выявленных случаев причинения вреда 1 1 -

в) В отношении СРО изыскателей соответствующая информация представлена в Таблице 61.
Таблица 61. Выявленные СРО изыскателей нарушения в деятельности своих членов в 2014 и 2015 гг.

  2014 2015 Изменение
1 Количество выявленных нарушений, в т.ч. 526 1590 +202%
1.1 в результате плановых проверок 497 1533 +209%
1.2 в результате внеплановых проверок 29 57 +97%
1.3 на одну проверку 0,11 0,23 +109%
1.4 нарушений стандартов деятельности 28 35 +25%
2 Количество выявленных случаев причинения вреда 0 0 -

Таким образом, для различных сфер саморегулирования в строительном комплексе в целом характерны схожие тенденции выявления нарушений в рамках контрольной деятельности СРО.
Отмечается существенный рост количества выявляемых нарушений как
в абсолютном выражении, так и в расчете на одну проверку, что может свидетельствовать о повышении эффективности контрольной деятельности СРО.
В то же время выявление случаев причинения вреда в рамках контрольных мероприятий остается редким.
Также обращает на себя внимание незначительное число выявленных СРО изыскателей и проектировщиков нарушений стандартов деятельности.
6-7) Принятые СРО меры дисциплинарного воздействия.
а) В отношении СРО строителей соответствующая информация представлена в Таблице 62.
Таблица 62. Применение СРО строителей мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов в 2014-2015 гг.

Меры дисциплинарного воздействия 2014 2015 Изменение
1 Вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки 24680 29696 +20%
2 Вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения 14121 18471 +31%
3 Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 15239 23194 +52%
4 Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 4510 7575 +68%
5 Исключение из членов саморегулируемой организации 4222 7218 +71%
6 Итого 62772 86154 +37%

б) В отношении СРО проектировщиков соответствующая информация представлена в Таблице 63.
Таблица 63. Применение СРО проектировщиков мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов в 2014-2015 гг.

Меры дисциплинарного воздействия 2014 2015 Изменение
1 Вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки 2494 4799 +92%
2 Вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения 1990 3119 +57%
3 Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 2548 4114 +62%
4 Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 606 1109 +83%
5 Исключение из членов саморегулируемой организации 634 978 +54%
6 Итого 8272 14119 +71%

в) В отношении СРО изыскателей соответствующая информация представлена в Таблице 64.
Таблица 64. Применение СРО изыскателей мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов в 2014-2015 гг.

Меры дисциплинарного воздействия 2014 2015 Изменение
1 Вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки 196 1175 +500%
2 Вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения 169 360 +113%
3 Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 295 868 +194%
4 Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ 24 265 +1004%
5 Исключение из членов саморегулируемой 43 182 +323%
  организации      
6 Итого 727 2850 +292%

Как следует из проведенных расчетов, во всех сферах саморегулирования в строительстве отмечается существенный рост числа случаев применения СРО всех видов мер дисциплинарного воздействия. При этом в отсутствие сведений о причинах применения соответствующих мер сделать вывод о влиянии роста данных показателей на повышение качества деятельности хозяйствующих субъектов строительного комплекса не представляется возможным.
Наиболее существенный рост (в 4 раза) наблюдается среди СРО изыскателей.
8-9) Случаи обжалования членами СРО принятых мер дисциплинарного воздействия; случаи пересмотра принятых мер дисциплинарного воздействия по результатам их обжалования членами СРО.
Соответствующая информация приведена в Таблице 65.
Таблица 65. Случаи обжалования членами СРО строительного комплекса принятых мер дисциплинарного воздействия

Виды СРО
строительного комплекса
Случаи обжалования Случаи пересмотра
2014 2015 Изменение 2014 2015 Изменение
1 СРО строителей 28 72 +157% 3 10 +233%
2 СРО проектировщиков 0 0 - 0 0 -
3 СРО изыскателей 0 0 - 0 0 -


Как следует из имеющихся данных, практика обжалования принимаемых СРО мер дисциплинарного воздействия имеется только в сфере строительства, где растет как число случаев обжалования, так и случаев пересмотра принятых СРО мер.
10) Наиболее часто допускаемые нарушения требований законодательства о саморегулировании, выявляемые при проверке членов СРО.
Большинство нарушений, выявляемых СРО строительного комплекса заключается в неоднократном в течение одного года или грубом нарушении членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования, а также в неоднократной неуплате в течение одного года или несвоевременной уплате в течение одного года членских взносов.
11) Объем расходов СРО на проведение контрольных мероприятий.
Соответствующая информация приведена в Таблице 66.
Таблица 66. Объем расходов СРО на проведение контрольных мероприятий


Виды СРО строительного комплекса
Объем расходов    
2014 2015 Изменение В расчете
на 1 проверку, руб.
В
расчете
на 1 члена, руб.
1 СРО строителей 1 639 млн. руб. 1 552 млн.
руб.
-5,4% 12 484 12 180
2 СРО
проектировщиков
310 млн. руб. 253 млн. руб. -18,4% 8 701 5 014
3 СРО изыскателей 39 млн. руб. 36 млн. руб. -7,7% 5 201 2 920

Как следует из представленной информации, по всем сферам саморегулирования в строительстве наблюдается сокращение затрат СРО на проведение контрольных мероприятий, особенно значительное для саморегулирования в сфере проектирования.
Общий объем расходов СРО строительного комплекса на проведение контрольных мероприятий в 2015 году составил около 1 841 млн. рублей.
Наиболее затратные контрольные мероприятия (в расчете на одного члена СРО) проводят СРО строителей, стоимость одного контрольного мероприятия СРО изыскателей в 4 раза ниже, чем СРО строителей.
V Cведения о результатах осуществления государственного надзора за деятельностью СРО строительного комплекса в 2014 и 2015 годах.
1) Сведения о результатах осуществления государственного надзора за деятельностью СРО строительного комплекса в 2014 и 2015 годах.
Указанные сведения представлены в Таблице 67.

Таблица 67. Государственный надзор за СРО строительного комплекса

Год Количество проведенных проверок Количество выявленных в результате проверок нарушений обязательных требований деятельности саморегулируемых организаций (отдельно по видам нарушений) Принятые меры реагирования Количество СРО, в отношении которых проведены проверки Количество некоммерческих организаций, сведения о которых исключены из государственного реестра
СРО в результате выявленных нарушений; количество направленных в суд заявлений об исключении некоммерческих
организаций из реестра
СРО
Плановые Внеплановые (отдельно по каждому основанию проведения внеплановой проверки) Количество выданных предписаний Количество составленных протоколов
2014 113 132, в том числе:
41 – по обращениям и жалобам; 91 – контроль за исполнением ранее выданных предписаний
1112, в том числе:
1046 - нарушение законодательства о градостроительной
деятельности и о
саморегулируемых
организациях;
66 - неисполнение
предписания
151 63 153 0
2015 108 247, в том числе:
61 – по обращениям и жалобам;
186 - контроль за исполнением ранее выданных предписаний
1306, в том числе:
1200 - нарушение законодательства о градостроительной
деятельности и о
саморегулируемых
организациях;
106 - неисполнение предписания
182 199, в том числе:
150 – в
отношении юридических лиц; 49 – в отношении должностных лиц
177 7, в том числе:
6 во внесудебном порядке; 1 – по решению суда по заявлению Ростехнадзора

В 2015 году Ростехнадзором проведено 355 плановых и внеплановых проверок в отношении 177 СРО.
По обращениям граждан было инициировано 46 внеплановых проверок СРО, 15 внеплановых проверок проведено по поручению Правительства Российской Федерации.
Общее количество выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий нарушений составило более 1300.
В 2015 году зафиксирован рост контрольных мероприятий в рамках государственного надзора за СРО строительного комплекса: при сокращении на 4% количества плановых проверок на 87% возросло число внеплановых проверок, на 16% – количество СРО, в отношении которых были проведены проверки, на 17% – количество выявленных нарушений (при этом нарушений требований информационной открытости – на 80%), на 216% – количество составленных протоколов об административных правонарушениях. 7 СРО было исключено из государственного реестра СРО (в 2014 году – ни одной).
2) Проблемы, выявленные в ходе осуществления государственного надзора за СРО строительного комплекса.
Как отмечает Ростехнадзор, СРО строительного комплекса не осуществляется анализ деятельности своих членов, контроль за деятельностью своих членов осуществляется формально.
В отдельных СРО контрольный орган состоит из двух-трех человек, контрольные мероприятия проводятся с нарушением утвержденных планов проверок и заключаются зачастую в оформлении акта проверки.
СРО оставляют без рассмотрения обращения, содержащие сведения о нарушении членом саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Территориальными управлениями Ростехнадзора во исполнение требований части 10 статьи 9 и части 20 статьи 10 Федерального закона
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в 2015 году было направлено около 300 уведомлений в более чем 70 СРО о выявленных при осуществлении государственного строительного надзора нарушениях, допущенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, являющимися членами этих саморегулируемых организаций. Только 14 уведомлений было принято к рассмотрению контрольными органами СРО.
Органами регионального строительного надзора 36 субъектов Российской Федерации было направлено более 500 уведомлений в СРО, только 10% уведомлений были рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения в отношении членов саморегулируемых организаций.
В декабре 2015 года с участием представителей почти ста СРО было проведено расширенное заседание секции № 4 Научно-технического совета Ростехнадзора, посвященное вопросам осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.
В своих выступлениях представители СРО в том числе отметили:
отсутствие материальной заинтересованности СРО в осуществлении контроля; отсутствие единых для всех СРО стандартов профессиональной деятельности; отсутствие законодательно установленных требований к мероприятиям по контролю за деятельностью членов.
Кроме этого, большинством представителей СРО была высказана мысль об отсутствии необходимости принимать какие-либо меры дисциплинарного воздействия,
включая приостановление или прекращение действия свидетельства о допуске к определенным видам работ, в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые по итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных органами государственного строительного надзора, были привлечены к административной ответственности по соответствующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам всех проведенных Ростехнадзором контрольно-надзорных мероприятий установлено, что саморегулируемыми организациями чаще всего допускаются нарушения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях в отношении выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность
объектов капитального строительства, и правил контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, такие как:
несоблюдение требований в части объединения в составе саморегулируемой организации необходимого количества индивидуальных предпринимателей или юридических лиц и формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в установленном размере; несоблюдение порядка приема в члены СРО и выдачи (замены) свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, порядка исключения сведений из реестра членов; уплата взносов в компенсационный фонд третьими лицами или в рассрочку; несоблюдение установленных требований по осуществлению СРО контроля за деятельностью своих членов (проверки проводятся с нарушением установленных сроков либо вообще не проводятся, на рассмотрение жалобы на действия члена саморегулируемой организации не приглашается лицо, направившее жалобу, не применяются соответствующие меры дисциплинарного взыскания в случае выявления нарушений); неприменение предусмотренных законодательством мер дисциплинарного воздействия в виде прекращения действия свидетельства в отношении члена саморегулируемой организации, ранее привлеченного к ответственности в виде приостановления действия свидетельства и не устранившего допущенные нарушения; нарушение установленных требований по ведению дел членов саморегулируемой организации;
По итогам 124 контрольно-надзорных мероприятий Ростехнадзором в отношении СРО и должностных лиц СРО возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 14.52, частью 2 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила более 2,6 миллионов рублей.
VI Результаты обеспечения СРО строительного комплекса требований информационной открытости в 2014 и 2015 годах.
Сведения о результатах обеспечения СРО строительного комплекса требований информационной открытости в 2014 и 2015 годах представлены в Таблице 68.

Таблица 68. Результаты обеспечения СРО строительного комплекса требований информационной открытости.


п/ п
Год Количество проведенных проверок, в том числе: Количество выявленных в
результате проверок нарушений требований информационно й открытости, предусмотренны х статьями 7 и 7.1 Закона № 315-ФЗ
(отдельно по видам нарушений)
Принятые меры реагирования Количество саморегулируе мых организаций, в отношении которых проведены проверки
Плано
вые
Внепланов ые (отдельно по каждому основани ю проведени
я
внепланов ой проверки)
Количеств
о
выданных предписан ий
Количество составленных протоколов
ч.1 ст.14.52
КоАП
ч.2 ст.14.52
КоАП
ч.3 ст.14.52
КоАП
ч.4 ст.14.52
КоАП
Друг
ие
1 2014 113 132, в том числе:
41 – по обращени
ям и жалобам; 91 –
контроль
за
исполнени ем ранее выданных предписан ий
147 151 19,
в том числе:
17 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
2 – в
отношени
и
должностн ых лиц
17,
в том числе:
16 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
1 – в
отношени
и
должностн ых лиц
3,
в том числе:
2 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
1 – в
отношени
и
должностн ых лиц
6,
в том числе:
6 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
0 – в
отношени
и
должностн ых лиц
19 153
2 2015 108 247, в том числе:
61 – по обращени
ям и жалобам;
186 -
контроль
за
исполнени ем ранее выданных предписан ий
264, в том числе: 145 – нарушение требований статьи 7 Закона № 315-ФЗ; 68 – нарушения
требований
статьи 7.1
Закона
№ 315-ФЗ; 51 – нарушения приказа
Минэкономразв ития № 803
182 94,
в том числе:
64 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
30 – в
отношени
и
должностн ых лиц
41,
в том числе:
32 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
9 – в
отношени
и
должностн ых лиц
29,
в том числе:
25 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
4 – в
отношени
и
должностн ых лиц
3,
в том числе:
3 – в
отношени
и
юридическ их лиц,
0 – в
отношени
и
должностн ых лиц
32 177

Отмечается существенный (на 80%) рост числа выявленных нарушений требований информационной открытости со стороны СРО.
По информации Ростехнадзора, нарушение требований информационной открытости СРО, как правило, заключается в следующем:
на официальных сайтах СРО реестр членов ведется с нарушениями (отсутствуют сведения о проведенных проверках члена саморегулируемой организации и о фактах применения соответствующих мер дисциплинарного воздействия (при их наличии), отсутствуют сведения о взносе в компенсационный фонд и о размере страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствуют контактные данные члена саморегулируемой организации); не размещаются или размещаются несвоевременно решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации (участились случаи замены ранее размещенных на сайте саморегулируемой организации решений в связи с устранением «технических ошибок»);
отсутствуют сведения о приостановлении, о возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; актуализация информации на сайте СРО осуществляется с нарушением сроков, установленных частями 3 и 4 статьи 7 Федерального закона
«О саморегулируемых организациях», частью 14 статьи 55.5, статьей 55.9, частями 3 и 3.1 статьи 55.17 Кодекса.
VII Сведения о национальных объединениях СРО.
В соответствии со статьей 55.20 Кодекса созданы соответствующие национальные объединения саморегулируемых организаций, в которые на условиях обязательного членства входят СРО строительного комплекса: НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
По состоянию на 1 января 2016 г. в состав НОСТРОЙ входит 271 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство. В составе НОПРИЗ находятся 40 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и 191 СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
Основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций строительной отрасли установлены частью 8 статьи 55.20 Кодекса.
НОСТРОЙ в 2015 году осуществлял деятельность по реализации указанных функций, а также задач и целей по следующим основным направлениям:
1) ведение Единого реестра членов саморегулируемых организаций (обработано 19307 уведомлений об изменении сведений в реестре);
2) подготовка заключений о возможности внесения сведений (об отказе во внесении сведений) о СРО в государственный реестр, о возможности исключения сведений (об отсутствии оснований для исключения сведений) о СРО из государственного реестра СРО.
Рассмотрены заявительные документы в отношении 4 СРО, по итогам рассмотрения утверждены заключения об отказе во внесении сведений в государственный реестр СРО. Утверждены 6 заключений о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра.
3) Анализ деятельности саморегулируемых организаций.
Проведён анализ деятельности 31 СРО, направлены уведомления о выявленных нарушениях с предложением об их устранении.
4) Деятельность в области профессионального образования.
Завершена разработка 8 проектов профессиональных стандартов.
4744 специалистов прошли за счёт НОСТРОЙ обучение на курсах повышения квалификации.
С помощью разработанной НОСТРОЙ Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса аттестационные комиссии саморегулируемых организаций за 2015 год аттестовали 25 499 специалистов.
5. Деятельность в области технического регулирования.
В 2015 году продолжена работа по разработке стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ в соответствии с утверждённой Программой стандартизации Ассоциации, в которую были включены работы по разработке 11 сводов правил, 6 межгосударственных стандартов, 3 национальных стандартов и 4 межгосударственных стандартов. В 2015 году изданы 17 СТО НОСТРОЙ.
6. Деятельность по рассмотрению и подготовке проектов нормативных правовых актов, по разъяснению вопросов применения действующего законодательства.
На основании обращений государственных органов, профильных ведомств, саморегулируемых организаций даны 42 заключения на проекты нормативных правовых актов. Рассмотрены 8 законотворческих инициатив, представленных СРО и их членами.
В рамках оценки регулирующего воздействия направлены предложения более чем по 30 нормативным правовым актам.
Проводилась работа, связанная с гармонизацией требований в области строительства в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе, в области развития контрактной системы в сфере закупок в строительстве.
7. Участие НОСТРОЙ в судебных спорах судов различных инстанций в целях защиты прав и законных интересов Ассоциации и её членов.
В 2015 году представители Ассоциации приняли участие в 72 судебных заседаниях в рамках рассмотрения 30 судебных споров.
В определенных Кодексом рамках ведется работа НОПРИЗ.
Кроме того, в 2015 году НОПРИЗ было рассмотрено свыше 300 обращений органов государственной власти. Подготовлено 46 заключений на законопроекты, 12 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также ряд проектов приказов Минстроя России. Проводились работы по подготовке документов в области технического регулирования и стандартизации, организации круглых столов по отраслевой проблематике.
VIII Основные тенденции в развитии системы саморегулирования в строительном комплексе.
В строительной отрасли создано 502 СРО (271 СРО строителей, 191 СРО проектировщиков, 40 СРО изыскателей), включающие свыше 190 000 членов (127 419 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; 50 454 лица, осуществляющих подготовку проектной документации, и 12 327 лиц, выполняющих инженерные изыскания).
Территориальное распределение СРО характеризуется существенной концентрацией СРО в Москве и Санкт-Петербурге: в указанных городах зарегистрировано 49% СРО строителей, 55% СРО проектировщиков, 65% СРО изыскателей.
Количество СРО в отрасли в 2015 году сократилось на 7 СРО.
Основная масса СРО строителей (75%) насчитывает от 100 до 400 членов, СРО проектировщиков (72%) – от 50 до 200 членов, СРО изыскателей (73%) – от 50 до 300 членов.
Для СРО строительного комплекса характерна крайне высокая дифференциация между СРО по количеству членов, наличие СРО с количеством членов, многократно превышающим среднее количество членов в одной СРО.
В то же время говорить о «монополизации» какой-либо из сфер или доминирующем положении одной или нескольких СРО не приходится.
В 2015 году СРО прекратили членство примерно 10% членов СРО строительного комплекса (11,9% строителей, 11,8% проектировщиков, 9,6% изыскателей). При этом преобладающим основанием для прекращения членства в СРО строителей стало решение СРО (59% случаев), в СРО проектировщиков и СРО изыскателей – решение члена (53% и 71% соответственно).
Членами национальных объединений СРО на обязательной основе являются все 502 СРО строительного комплекса.
Выполнение СРО строительного комплекса функции по разработке стандартов деятельности остается неэффективным: 44% СРО строителей, 72% СРО проектировщиков, 80% СРО изыскателей не издано ни одного стандарта.
Совокупный размер компенсационных фондов СРО строителей составляет 94 млрд.
рублей, СРО проектировщиков – 16,4 млрд. рублей, СРО изыскателей – 2,8 млрд. рублей, то есть свыше 113 млрд. рублей в целом для СРО строительного комплекса.
77% СРО строителей сформированы компенсационные фонды в размере до 400 млн.
рублей. Средний размер компенсационного фонда СРО строителей составляет 347 млн. рублей; СРО проектировщиков – 86 млн. рублей; СРО изыскателей – 69 млн. рублей.
Существующие механизмы имущественной ответственности СРО строителей по обязательствам своих членов крайне не сбалансированы: лишь 5% СРО строителей когдалибо осуществляло выплаты из компенсационного фонда, которые составили 0,028% всего объема средств, аккумулированных в компенсационных фондах СРО строителей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 2% и 0,0046%, 5% и 0,03% соответственно).
При этом было удовлетворено 33% всех обращений за выплатами из компенсационных фондов СРО строителей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 71% и 86% соответственно).
Страхование гражданской ответственности членов СРО также остается неэффективным: несмотря на повсеместное заключение договоров страхования информация о выплатах по таким договорам, заключенным членами СРО проектировщиков и СРО изыскателей, отсутствует.
Общий объем выплат из компенсационных фондов СРО строителей и страховых выплат по договорам, заключенным членами таких СРО, составил порядка 38 млн. рублей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 0,75 млн. и 0,9 млн. рублей соответственно).
При этом доля среднего размера выплаты из компенсационного фонда СРО строительного комплекса от среднего размера компенсационного фонда независимо от вида СРО составляет всего 0,2 %.
Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о значимости фактора коллективной ответственности в деятельности СРО, а также об эффективности сформированных механизмов возмещения вреда.
В целом для СРО строительного комплекса наблюдается существенный разброс в размерах вступительных взносов, при этом примерно в 40% СРО строительного комплекса вступительной взнос составляет менее 10 тыс. рублей.
Уплата членских взносов в СРО строительного комплекса, как правило, производится ежемесячно и составляет от 5 до 10 тыс. рублей.
Определенные положительные тенденции следует отметить в сфере контроля СРО строительного комплекса за деятельностью своих членов. Так, отмечается рост числа плановых проверок (проводимых СРО строителей – на 7%, СРО проектировщиков – на 9%, СРО изыскателей – на 25%) и существенный рост числа внеплановых проверок СРО своих членов (проводимых СРО строителей – на 51%, СРО проектировщиков – на 67%, СРО изыскателей – на 209%), что может свидетельствовать о повышении гибкости системы контроля СРО строительного комплекса за своими членами и относительном повышении эффективности контрольной деятельности СРО в целом.
По статистическим оценкам, в 2015 году СРО строителей был проверен почти каждый член, СРО проектировщиков и СРО изыскателей – свыше половины.
Следует отметить существенный рост количества выявляемых нарушений как в абсолютном выражении, так и в расчете на одну проверку (выявляемых СРО строителей – на 28% и на 16%, СРО проектировщиков – на 28% и на 15%, СРО изыскателей – на 202% и 109 % соответственно).
Во всех сферах саморегулирования в строительстве отмечается существенный рост числа случаев применения СРО всех видов мер дисциплинарного воздействия (СРО строителей – на 37%, СРО проектировщиков – на 71%, СРО изыскателей – на 292%).
Одновременно, по всем сферам саморегулирования в строительстве наблюдается сокращение затрат СРО на проведение контрольных мероприятий (в СРО строителей – на 5,4%, в СРО проектировщиков – на 18,4%, в СРО изыскателей – на 7,7%).
Общий объем расходов СРО строительного комплекса на проведение контрольных мероприятий в 2015 году составил около 1 841 млн. рублей.
Наиболее затратные контрольные мероприятия (в расчете на одного члена СРО) проводят СРО строителей, стоимость одного контрольного мероприятия СРО изыскателей в 4 раза ниже, чем СРО строителей.
Несмотря на рост числа проводимых СРО контрольных мероприятий результативность такого контроля низко оценивается уполномоченным на надзор за СРО федеральным органом исполнительной власти, который отмечает формальность контроля СРО за своими членами.
В 2015 году зафиксирован существенный рост (на 87%) количества внеплановых проверок СРО в рамках государственного надзора за СРО, а также выявляемых нарушений требований информационной открытости (на 80%). На 216% увеличилось количество составленных протоколов об административных правонарушениях.
Описанные тенденции в области контроля СРО за своими членами и в сфере государственного надзора за СРО могут свидетельствовать о проблемах в работе ряда субъектов строительной деятельности и объединяющих их СРО.


[1] Здесь и далее на основе информации, представленной Ростехнадзором, Национальными объединениями СРО, а также информации сайтов СРО. Информация по ряду СРО отсутствует.
[2] Отношение среднего количества членов 10% крупнейших СРО к среднему количеству членов 10% наиболее малочисленных СРО.
[3] В связи с тем, что ряд СРО в сфере проектирования и инженерных изысканий не представил данных, результаты расчетов приводятся в виде относительных значений.
[4] По информации, размещенной на сайтах СРО. Соответствующая информация отсутствует на сайтах 2 СРО.