Недавно из-под пера Минюста России вышли новые правила регистрации и проверок некоммерческих организаций. В один день появились два административных регламента: один посвящен порядку государственной регистрации (Административный регламент исполнения Минюстом России государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержден приказом Минюста России от 31.03.2008 № 96 (зарегистрирован в Минюсте 07.04.2009 № 13706 -> далее – Регламент о регистрации), другой – порядку осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, точнее, порядку проведения проверок (Административный регламент исполнения Минюстом России государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержден приказом Минюста России от 31.03.2009 № 90 (зарегистрирован в Минюсте России 06.04.2009 № 13679 -> далее – Регламент о контроле).

Что изменилось ...
Минюст России снова наделили этими полномочиями (Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 № 234 Минюсту России переданы функции Росрегистрации), изъяв их у Росрегистрации. В связи с этим Административный регламент от 19.12.2006 № 372, на основании которого функции регистрации возлагались на Росрегистрацию, отменен. Теперь вопросами регистрации, реорганизации, ликвидации и внесением изменений в учредительные до-кументы некоммерческих организаций будут заниматься Мин­юст России и его территориальные органы. Заметим, что Регламент о регистрации, как и прежде, не регулирует вопросы регистрации религиозных организаций (В отношении религиозных организаций скоро будет применяться новый Административный регламент, утвержденный приказом Минюста России от 31.03.2009 № 98 (зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2009 № 13705) после официального опубликования. До вступления в силу нового регламента применяется прежний Административный регламент, утвержденный приказом Минюста России от 14.12.2006 № 361).

В Минюст России необходимо обращаться, если нужно зарегистрировать:
общероссийское или международное общественное объединение;
политическую партию;
отделение международной организации или иностранной некоммерческой неправительственной организации или торгово-промышленной палаты, созданных на территории нескольких субъектов РФ;
Торгово-промышленную палату РФ.
Территориальный орган Минюста России осуществляет регистрационные действия в отношении:
межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Регистрацию некоммерческих организаций проводят органы Минюста России во взаимодействии с Федеральной налоговой службой, сохраняющей функцию регистрирующего органа, в чьем ведении находится Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Министерство или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации и направляет документы в соответствующий регистрирующий орган (подразделения ФНС России) для внесения записи в ЕГРЮЛ. Сам Минюст России будет вести ведомственный реестр некоммерческих организаций. 

Перечень документов, достаточных для новой регистрации, реорганизации или ликвидации существующей некоммерческой организации, приведен в приложении к Регламенту о регистрации и не претерпел особых изменений.

Изменен перечень оснований для отказа в регистрации. Для отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций к ранее утвержденным основаниям отказа добавились новые:
если учредительные документы, цели создания противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;
если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
если необходимые для госрегистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо поданы в ненадлежащий орган;
если выступившее в качестве учредителя лицо таковым не может быть (Ограничения установлены п. 1.2 ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях»).

Условия отказа общественным объединениям, политическим партиям и иным некоммерческим организациям сохранены. 

Существенно уменьшен объем требований к местам регистрационных действий Минюста России и его территориальных органов. В частности, сэкономили на информационных указателях, которые теперь не будут сопровождать заявителя до дверей органа юстиции. Наверное, решили, что лучшим проводником остаются встречающиеся на пути сограждане. Ушло в небытие и требование к системе кондиционирования и электронной системе управления очередью. Исключены обязательства по оборудованию бесплатных парковочных мест на территории, прилегающей к месторасположению органов юстиции. 
Правда, оставлено требование к шаговой доступности (десять минут ходьбы от остановки общественного транспорта) и стульям (их не должно быть менее пяти). 

Вопросам контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ теперь посвящен новый Регламент о контроле, сменившем два документа (Приказы Минюста России от 22.06.2006 № 222 «Об утверждении порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)» (зарегистрирован Минюстом России 11.07.2006 № 8028); от 25.12.2006 № 380 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2007 № 8765) в части регламентации проведения проверок общественных объединений, политических партий, региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций). Контрольные функции распределены между Минюстом России и его территориальными подразделениями аналогично регистрационным. 

К ним отнесены проверки, анализ отчетов и участие в мероприятиях некоммерческих организаций. 
Как и прежде, проверки могут быть плановыми и внеплановыми. 

Плановые утверждаются приказом Минюста России (территориального органа). Их количество сокращено с двух до одной за три года. Основанием для включения некоммерческой организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации некоммерческой организации или окончания проведения ее последней плановой проверки. В то же время Регламент о контроле разрешает проведение проверки за больший период при условии наличия информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации.

Внеплановые проверки проводятся в случаях:
необходимости проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений;
обжалования действий (бездействия) некоммерческих организаций, связанных с невыполнением ими требований законодательства РФ, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений. Анонимные сообщения не могут служить основанием для проверки.
Срок самой проверки не должен превышать 30 дней. В исключительных случаях он может быть продлен на столько же. Причем к исключительным случаям отнесены:
непредставление некоммерческой организацией запрашиваемых документов в установленный срок;
выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов;
обращение некоммерческой организации с просьбой продлить срок проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами.

За действия, препятствующие проведению проверки, Регламентом о контроле предусматривается привлечение к административной ответственности. В частности, за отказ руководителя (иного уполномоченного лица) некоммерческой организации от получения уведомления о проведении проверки; непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа проверяющего государственного служащего (членов комиссии) в здания и другие служебные помещения некоммерческой организации (при выездной проверке); непредставление документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме (оказание противодействия проверке) проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

По результатам контроля Минюстом России (территориальным органом) при выявлении нарушений могут быть приняты следующие меры:
вынесено предупреждение (внесено представление);
приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации;
возбуждено дело об административном правонарушении;
направлено в суд заявление о приостановлении деятельности некоммерческой организации или ее ликвидации;
направлено структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированное решение о запрете осуществления на территории РФ заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;
принято решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправитель­ственных организаций.